Распространённые лекарства могут заставить человека вредить себе и другим
Исследователи из Университетского колледжа Лондона провели эксперимент, который должен был зафиксировать влияние приёма антидепрессантов на процесс принятия решений.
Здоровые люди, которые принимали повышающий уровни серотонина антидепрессант циталопрам были готовы заплатить почти в два раза больше за то, чтобы предотвратить вред себе или другим, нежели испытуемые, принимавшие плацебо. Однако препараты против болезни Паркинсона, повышающие уровни дофамина (например, леводопа), устраняли альтруистическое стремление предотвратить вред другому человеку.
Исследователи наблюдали, какую боль люди готовы анонимно причинить посторонним людям или себе в обмен на деньги. Всего в эксперименте приняли участие 175 здоровых взрослых человека: 89 из них принимали циталопрам, а 86 – леводопу или плацебо. Участники были разбиты по парам. Все они получали немного болезненные, но не невыносимые удары током (в соответствии с их болевым порогом).
Один из пары проходил в комнату и находился там наедине с компьютерным терминалом, а затем принимал участие в 170 "судебных процессах". В каждом ему нужно было выбирать между различной суммой денег за разное количество ударов током (максимум 20 за 20 фунтов стерлингов). Например, люди выбирали между 7 ударами за £10 или 10 ударами за £15. Половина решений этого "судьи" должна была быть связана с получением ударов тока им самим. В любом случае он должен был получить деньги.
В конце сеанса один из выбранных результатов должен был осуществиться в реальности: либо судья, либо другой человек получали удары током, и судья всегда получал прибыль. Таким образом, у решений были реальные последствия, причём судьи знали, что их решения будут держаться в секрете (то есть их не останавливал страх осуждения или возмездия).
Аналогичный эксперимент, проведённый другой командой исследователей ранее, показал, что люди не любят причинять вреда другим больше, чем себе (такое поведение известно как гиперальтруизм). То же самое наблюдалось и в этом исследовании: многие люди стремились навредить себе больше, чем другим, ради получения прибыли.
В среднем, люди, которые получали плацебо, были готовы заплатить около £35 за то, чтобы предотвратить вред себе и £44, чтобы предотвратить вред товарищу. Те же, кто принимал циталопрам, готовы были заплатить больше: около £60 для себя и около 73£ для других. В течение эксперимента эта группа испытуемых в целом нанесла себе на 30 ударов током меньше, а других – на 35 ударов меньше (по сравнению с контрольной группой, принимавшей плацебо).
Однако люди, принимавшие леводопу, не готовы были платить больше, чтобы предотвратить вред другим. В среднем, они были готовы заплатить и за себя, и за другого около £35. В среднем они нанесли другим людям на 10 ударов током больше, чем себе. Также они принимали решение о том, чтобы подвергнуть другого боли, быстрее остальных участников эксперимента.
Исследование даёт представлении об основе клинических расстройств, характеризующихся отсутствием заботы о ближних (таких как психопатия).
Уровни серотонина и дофамина напрямую связаны с агрессивным и асоциальным поведением — и это исследование помогает объяснить, как именно.
"Наши выводы могут иметь значение для лечения асоциального поведения, так как помогают понять, как именно серотонин и дофамин влияют на готовность людей вредить другим для личной выгоды, – говорит ведущий автор исследования доктор Молли Крокетт (Molly Crockett). – Мы обнаружили, что часто назначаемые психиатрами препараты могут влиять на процесс принятия нравственных решений у здоровых людей. Это поднимает важный этический вопрос о целесообразности использования таких препаратов".
По словам Крокетт, эффекты могут указывать не несколько основных механизмов. Например, избыток дофамина может заставить систему вознаграждения мозга стать более чувствительной к возможности избежать травматического опыта. Однако серотонин заставляет человека испытывать повышенное желание заботиться о другом и отвращение к любому вреду.
Исследователи особо подчеркивают, что препараты могут по-разному влиять на здоровых людей и пациентов с психиатрическими расстройствами. Это означает, что необходимы и дальнейшие исследования, которые помогут определить, как влияют препараты на нравственные решения у людей, которые принимают их по медицинским причинам.
Научная статья Крокетт и её коллег была опубликована в издании Current Biology.