Антропология

Homo sapiens почти в два раза старше, чем предполагалось

29 сентября 2017 15:55
Фото Uppsala University.
https://3c1703fe8d.site.internapcdn.net/
Сравнение ДНК, выделенной из древних костей, с генами современных африканцев, похоже, заставляет пересмотреть возраст человечества. Впрочем, есть ещё одна возможность, не менее интригующая.

Ближайший ныне живущий родственник человека – это шимпанзе. Последний наш общий предок с этими обезьянами жил 6–7 миллионов лет назад. С этого момента наши предшественники шли по собственному эволюционному пути.

Возможно, уже 3,4 миллиона лет назад австралопитек пользовался каменными орудиями – во всяком случае, обнаружены их следы на костях. Сами орудия той эпохи не найдены, но их древнейшие образцы тоже имеют почтенный возраст – 2,6 миллиона лет.

Очень трудно сказать, когда именно возник род Homo. Но не потому, что якобы "мало переходных форм" – дело в том, что их как раз слишком много. Объём мозга увеличивался так плавно, что любая граница между поздними австралопитеками и ранними людьми выглядит условностью. Во всяком случае, к нашему роду традиционно относят Homo habilis и Homo rudolfensis, населявших Восточную Африку в эпоху 2,3 – 1,5 миллиона лет назад. Их мозг был уже больше, чем у современных шимпанзе. Дальше разрыв будет только увеличиваться.

За полтора миллиона лет до нашей эры человек, возможно, уже владел огнём. Известно около десятка следов, впрочем, их могли оставить и природные пожары. Первое абсолютно достоверное кострище (огонь много лет горел на одном и том же месте) имеет возраст 700 тысяч лет.

Это была уже совсем другая эпоха с другим человечеством. Виды человека, населявшие земной шар 800 – 200 тысяч лет назад, так похожи между собой, что их иногда объединяют под названием "гейдельбергский человек в широком смысле".

Эти люди – первые из наших предков, о которых достоверно известно, что они были охотниками. И какими охотниками! Метательными копьями убивали слонов! Им же принадлежат древнейшие остатки каменных построек – в Германии найдена целая улица из домов гейдельбергцев. Впрочем, отметились они и более сомнительным достижением – первыми следами каннибализма. Эта традиция, к сожалению, в последующие эпохи не только не умерла, но и кое-где превратилась в искусство.

Но когда же возник наш собственный вид, Homo sapiens? Останки нашего соплеменника, сейчас признанные древнейшими, были обнаружены в Эфиопии еще в 1967 году. После тщательной датировки всех слоёв местонахождения, выполненной в 1999–2003 годах, их возраст оценивается в 195 тысяч лет плюс-минус пять тысяч.

Значит ли это, что до этого момента человека разумного не существовало? Конечно, нет. Возможно, останки более древних сапиенсов просто ещё не обнаружены. Впрочем, может быть, уже и обнаружены, если подтвердится датировка одной интересной находки. Но даже если нет – это ещё ничего не доказывает. Всю Африку, в конце концов, не перекопаешь. Поэтому специалисты и пользуются осторожными выражениями вроде "первые следы" и "древнейшая находка".

Но того, чего нельзя сделать посредством лопаты, иногда можно добиться с помощью генетики. Благодаря исследованию, опубликованному 28 сентября 2017 года в журнале Science, момент появления нашего вида, возможно, придётся отодвинуть в прошлое.

Работу проделала международная группа учёных из Уппсальского университета в Швеции, Витватерсрандского университета в ЮАР и других научных центров. Исследователи проанализировали ДНК, выделенную из костей семи обитателей Южной Африки. Трое из них жили 2300–1800 лет назад, а ещё четверо – куда позже, 300–500 лет назад.

Учёных интересовало, в каком родстве их "подопечные" находятся с современными африканцами. Оказалось, что охотники-собиратели каменного века генетически связаны с койсанскими народами, а почтенные земледельцы XVI–XVIII веков – с южноафриканскими племенами, говорящими на банту.

Сравнивая между собой гены разных людей, можно, используя сложную математику, вычислить, как давно разошлись их генетические линии. Авторы сделали это. Результаты оказались поразительными. Последний общий предок одного из изученных людей каменного века и вполне современных африканцев народа мандика жил 350 тысяч лет назад.

Если подсчёты учёных верны, это может означать только две вещи. Либо вид Homo sapiens независимо возник как минимум в двух местах, либо 350 тысячелетий назад он уже существовал.

Обе версии кажутся исследователям правдоподобными. "Это означает, что современные люди появились раньше, чем считалось", – уверен Маттиас Якобссон (Mattias Jakobsson).

"Как палеоантропологические, так и генетические данные всё чаще указывают на полирегиональное происхождение анатомически современных людей в Африке, то есть Homo sapiens не возник в одной точке Африки, а мог развиться из более древних форм в нескольких местах континента с потоком генов между группами из разных районов", – говорит Карина Шлебуш (Carina Schlebusch).

Как отмечают авторы, их оценки момента расхождения генетических линий неплохо совпадают с возрастом некоторых находок, которые трактуются как кости непосредственных предков Homo sapiens. Таковы, в частности, останки Homo helmei.

Заметим, что это не единственный сюрприз, который антропологам преподнесли генетики. Не так давно следы загадочного и, возможно, неизвестного науке человеческого вида были обнаружены в слюне.

Нас, несомненно, ждёт ещё немало открытий в нашей эволюционной истории. Но важно понимать, что это уточняются детали и детали деталей.

Учёные могут спорить, где обитал последний общий предок шимпанзе и людей, когда появилась стопа современного вида и сколько длилось детство у неандертальцев. Можно уточнять, по какой именно эволюционной нити прошёл наш благоденствующий вид, а какие оборвались на наших "кузенах", последние из которых оставили Землю за миллионы лет до нашей эры (так это для австралопитеков) или каких-то 28 тысяч лет назад (если речь о неандертальцах).

Но само существование толстого каната из этих нитей, протянувшегося из доисторических африканских дебрей в сегодняшний день, не подлежит никакому сомнению. Огромное количество подробно изученных и надёжно датированных находок, совпадение результатов, полученных самыми разными методами, – всё это не оставляет свободы манёвра.

Да и не нужно её оставлять. Взойти из глубин животного существования к нынешним сияющим высотам – что может быть прекраснее?