В эпидемии чумы обвинили песчанок и Великий шелковый путь
Брезгливость и даже страх вызывают у людей крысы, но никак не пушистые мыши песчанки. Как выяснилось в рамках нового исследования, последние безобидны лишь с виду: именно представители рода Gerbillinae могли быть основными разносчиками чумы в средневековой Европе.
В своём новом исследовании учёные попытались разобраться в истинных причинах эпидемии Чёрной смерти, которая началась в 1347 году и продолжилась последующими смертоносными вспышками. В итоге эпидемиологи пришли r выводу, что винить в одной из крупнейших трагедий человечества можно грызунов из центральной Азии.
Известно, что чуму вызывает бактерия вида Yersinia pestis, также известная как чумная палочка. Она обитает на телах блох, которые, в свою очередь, проживают в шерсти грызунов. Чума поражала жителей Европы несколько раз, но именно вторая вспышка, известная как Чёрная смерть, стала самой известной в истории человечества.
Ранее было установлено, что инфекция пришла в Европу из Азии через Великий шёлковый путь — знаменитую торговую дорогу, которая обеспечивала азиатов европейскими товарами и наоборот. Именно тогда, согласно мнению эпидемиологов, в Европу прибыли крысы с заражёнными блохами на шерсти, которые регулярно вызывали новые вспышки пандемии.
Ведущий автор нового исследования Нильс Кристиан Стенсет (Nils Christian Stenseth) из центра CEES в Норвегии согласен с тем, что виновники эпидемии распространились вследствие развития торговли, но он также установил, что разносчиками бактерии были вовсе не крысы, а песчанки.
Группа под руководством Стенсета проанализировала 4119 исторических записей, сделанных после эпидемии Чёрной смерти, и обнаружила, что подавляющее большинство вспышек эпидемии возникало по цепочке: каждая новая вспышка заболевания возникала неподалёку от предыдущей.
Также учёные установили, что 61 вспышка чумы произошла в портовых регионах, таких как Лондон, Гамбург, Барселона и Дубровник, а значит, была связана с морским импортом товаров из Азии. Сравнивая исторические записи, Стенсет и его команда пришли к выводу, что 16 лет эпидемии (в период с 1346 по 1837 год) были вызваны новыми штаммами чумной палочки, отличающимися от тех, что происходили ранее.
Затем информацию, полученную в результате анализа исторических записей, учёные сравнили с климатическими данными, которые были собраны по годовым кольцам деревьев. Колебания графика, демонстрирующего вспышки чумы, не согласовывались с европейскими климатическими моделями. Однако исследователи выявили корреляцию с климатическими изменениями, происходившими на азиатских территориях. Так учёные пришли к выводу, что виной пандемии были не европейские крысы, а азиатские грызуны.
"Тёплый климат способствуют активности блох и их способности распространять бактерии. А вместе с блохами активизируются и грызуны, на которых они живут. Мы обнаружили свидетельства об увеличении численности песчанок и сурков в более тёплые климатические периоды. Как только температура падает, популяция грызунов сокращается, и блохи вынуждены искать новых хозяев — чаще всего верблюдов и людей", — поясняет Стенсет, чья статья вышла в журнале PNAS.
Исследователи пишут, что полный цикл увеличения и падения температур, составлял около 15 лет и для людей оборачивался тремя этапами: распространение блох на человеческих телах, путешествие паразитов вместе с хозяевами в западном направлении по торговым путям и повторное распространение блох уже на европейцах.
Поскольку кровососущие насекомые чаще всего переселяются с шерсти грызунов на шерсть верблюдов, возможно, что именно через горбатых млекопитающих, на которых путешествовали торговцы, люди и переняли заболевание. Данная теория также объясняет тяжёлую вспышку пандемии в Норвегии, где в тот момент практически не было популяции крыс.
Учёные предупреждают, что на сегодняшний день климатические колебания могут привести к возникновению популяций носителей чумы в центральной Азии и на севере Китая, тогда как южным территориям Поднебесной этой участи, скорее всего, удастся избежать. Вспышки заболевания теоретически возможны и в Европе, но развитие современной инфраструктуры и медицины, к счастью, исключает возможность повторения пандемии.