Археология и история

Драгоценная "Эсмеральда": почему корабль Индийской армады Васко да Гамы так важен для историков

22 марта 2016 11:22
Археологи опубликовали отчет об уникальной находке у берегов Омана: старейшем колониальном корабле и его драгоценном грузе

На фоне главной археологической новости месяца – о потайных комнатах в гробнице Тутанхамона, если кто не слышал – почти потерялось сообщение об уникальной находке у берегов Омана: на дне Аравийского моря археологи обнаружили один из кораблей Четвертой Индийской армады, которую в 1502–1503 годах возглавлял легендарный португальский мореплаватель Васко да Гама.

Всё указывает на то, что затонувший корабль – нау "Эсмеральда". Если гипотеза исследователей верна (а сомнений в этом почти не осталось), то "Эсмеральда" является старейшим из всех ранее найденных кораблей эпохи Великих географических открытий.

На месте крушения "Эсмеральды" было найдено всё, что особо интересует читателей археологических новостей: золото, серебро, удивительные и загадочные артефакты. Однако, прежде чем огласить список находок, стоит сделать небольшое отступление и пояснить, в чем состоит научная ценность открытия.

Имя Васко да Гама многие помнят еще со школы. Великий португальский мореплаватель сделал то, что прежде не удавалось никому, включая Христофора Колумба: в 1498 году Васко да Гама стал первым европейцем, проложившим Carreira da India – морской торговый путь в Индию вокруг Африки в Индийский океан.

Пройти несколько тысяч миль по коварным водам двух океанов – предприятие опасное, даже если маршрут известен. Современные исследователи подсчитали, что в период с 1498 по 1650 год на морском Индийском пути погибли 219 судов – это лишь приблизительная оценка, сделанная по сохранившимся историческим документам. Несмотря на впечатляющее количество кораблекрушений, подводным археологам очень редко удается найти останки колониальных кораблей, затонувших на знаменитом маршруте. К тому же ученые почти всегда опаздывают – им достается лишь то, что не забрали грабители, "расхитители морских глубин".

Помимо этого, существует проблема идентификации затонувших судов. Самый старый из ранее найденных колониальных кораблей, четко идентифицированный как португальский São João (обнаруженный у побережья провинции Квазулу-Натал, ЮАР), датируется 1552 годом. Идентификация других найденных на маршруте судов вызывает сомнения. Таким образом, между 1497 годом – когда португальцы впервые вступили на Carreira da India – и 1552-м возник разрыв в 55 лет, существенный пробел в знаниях историков и археологов о том, как португальцы вели морскую торговлю и боевые действия в Индийском океане.

Обнаружение нау "Эсмеральда", гибель которого в 1503 году была подробно задокументирована, стало крупнейшим открытием археологов за все время изучения Carreira da India, поясняют исследователи в научном отчете, опубликованном в "Международном журнале подводной археологии" (The International Journal of Nautical Archaeology).

Место крушения "Эсмеральды" нашли еще в 1998 году возле острова Эль Халлания из группы островов Куриа-Муриа в Аравийском море, ныне принадлежащих Оману. Подводные исследования проводились в 2013-2015 годах, продолжатся и в этом году, параллельно ведется изучение находок и идентификация корабля по найденным артефактам и историческим записям.

Что в 1503 году делал нау "Эсмеральда" в этом районе? Как погибло судно? Придется сделать еще одно историческое отступление, ведь о второй экспедиции да Гамы в Индию в школе уже не рассказывают.

В 1502 году король Португалии Мануэл I удостоил Васко да Гаму пышного звания Almirante dos mares de Arabia, Persia, India e de todo o Oriente – "адмирал морей Аравии, Персии, Индии и всего Востока" (явно с намерением показать Испании, чей первооткрыватель лучше: ранее испанские монархи присвоили Христофору Колумбу титул "адмирал морей и океанов", а ведь тот даже до Индии не доплыл).

В том же 1502 году свежеиспеченного адмирала назначили командующим Четвертой Индийской армадой. Для Португалии это была уже четвертая, для Васко да Гамы – вторая экспедиция в Индию. К тому времени мирные намерения были давно забыты: едва установившиеся торговые связи с Африкой и Малабарским берегом Индии быстро переросли в вооруженное противостояние. Перед Васко да Гамой была поставлена задача упрочить господство Португалии в регионе.

В распоряжение адмирала поступили 20 боевых судов. Первой эскадрой из 10 кораблей командовал лично Васко да Гама. Вторая эскадра состояла из пяти судов: трех нау и двух каравелл. Нау в переводе с португальского буквально означает "большой корабль", тип судна – каракка. Два нау, "Эсмеральда" и "Сан Педро", были флагманскими. На "Эсмеральде" находился командующий второй эскадрой, вице-адмирал Висенте Содре (Vicente Sodré) – дядя Васко да Гамы по материнской линии. Капитаном "Сан Педро" был еще один дядя, Браш Содре (Brás Sodré), родной брат Висенте. Третьей эскадре была поручена охрана португальских факторий, ее командиром назначили Эштевана да Гаму, кузена Васко да Гамы.

Капитанами кораблей были также шурин Васко да Гамы и его будущий зять. Четвертая Индийская армада выглядит эдаким семейным предприятием – впрочем, историков это не удивляет: представителей семейства да Гама среди мореплавателей и первооткрывателей было так много, что "всех и не сосчитаешь". Возможно, поэтому – в отличие от Колумба и Магеллана – имя "главы морского семейства" всегда указывают полностью, Васко да Гама, чтобы ни с кем из родственников не перепутали. К слову, внук Васко да Гамы, Жуан, в XVI веке стал первым европейцем, описавшим загадочную "землю Гама" на Дальнем Востоке: Курильские острова.

Родственные связи имеют прямое отношение к обстоятельствам и последствиям гибели "Эсмеральды". Великий и легендарный Васко да Гама, которого художники изображают благообразным мужчиной с окладистой бородой, задание короля выполнил и перевыполнил: грабежи, пиратство, пушечный обстрел городов, казни мирного населения – бойня, которую устроило семейство да Гама в назидание арабским и индийским купцам, считается одной из самых кровавых за три столетия эпохи Великих географических открытий.

В 1503-м Васко да Гама с чувством выполненного долга вернулся в Португалию, но оставил у Малабарского берега Индии оперативную эскадру из 5-6 кораблей под командованием своего дядюшки Висенте Содре. Впрочем, еще вопрос, кто кого оставил – именно Содре, благодаря давнему знакомству с королем Мануэлом Первым, "устроил" племянника Васко да Гаму на пост командующего Четвертой индийской армадой, именно Содре с самого начала настаивал на независимости своих действий и даже получил на то особое королевское дозволение: Висенте Содре и его вторая эскадра подчиняются племяннику на время выполнения основного задания в Индии, затем вступает в действие новое соглашение о фактической самостоятельности эскадры.

Васко да Гама оставил дядюшкам инструкции – защищать португальские фактории на Малабарском побережье и всячески препятствовать индийской и арабской морской торговле. Но у братьев Содре были свои планы: они повели эскадру в Аденский залив и занялись там откровенным пиратством, словно показывая пример всем будущим бандитам в этом регионе (Аденский залив, как известно, является одной из самых активных зон современного пиратства).

В 1503 году благородные европейские мореплаватели на лучших кораблях своего времени действовали грубо, но эффективно: нападали на арабские торговые суда, отбирали драгоценные товары – перец, рис, сахар, пряности, – затем убивали всю команду и сжигали "неприятельские" корабли. Братья Содре словно обезумели от легкой добычи и полной безнаказанности – нормы поведения есть даже среди пиратов, а братья перестали "по-христиански" делить награбленное, оставляя львиную долю себе. Отношения с капитанами других четырех кораблей накалялись, дело едва не дошло до бунта.

В апреле 1503 года нау братьев Содре, "Эсмеральда" и "Сан Педро", встали на якорь у берегов острова Эль Халлания в Аравийском море. Местные жители предупредили капитанов, что надвигается сильная буря. Четыре корабля поменяли место стоянки на более безопасное, но братья Содре мнение аборигенов проигнорировали. Португальцы не успели высадиться, когда налетевший шторм сорвал корабли с якоря. Нау Браша Содре, "Сан Педро", выбросило на скалы, но почти вся команда спаслась. Нау "Эсмеральда" затонул в бухте острова. Погибла вся команда, включая Висенте Содре.

Гибель флагманских кораблей в своей "объяснительной записке" королю подробно описал Перу де Атаиде (Pêro de Ataíde) – тот самый шурин Васко да Гамы, который принял на себя командование эскадрой после смерти Висенте Содре. Безответственность братьев очень дорого обошлась португальской короне, осложнила ситуацию в оставленных без защиты факториях и городах-союзниках португальцев, а также подпортила репутацию и карьеру Васко да Гаме.

Перу де Атаиде возложил всю вину за случившееся на Браша Содре, сделав его главным злодеем в этой семейной колониальной драме. Жестокость и высокомерие Браша проявились даже в скорби по погибшему брату: первым делом он приказал казнить двух ни в чем не повинных лоцманов-мусульман, один из которых считался лучшим в своем деле и был "передан в пользование" дядюшкам заботливым племянником Васко да Гамой. Известно также, что переживший катастрофу Браш Содре вскоре скончался – де Атаиде старательно умалчивает, как именно, упоминает лишь, что перед смертью Браша "вскрылось много ранее неизвестных обстоятельств".

Капитаны оставшихся кораблей приняли решение вернуться в Индию для выполнения своих основных обязанностей по защите португальских факторий. Но прежде они похоронили тела погибших моряков, сожгли выброшенные на берег обломки кораблей, а также постарались спасти с места крушения все, что возможно – в частности, корабельные пушки.

Драгоценный груз, личные вещи и многое другое осталось лежать на дне бухты острова Эль Халлания. Количество предметов, найденных за время подводных раскопок, уже превысило 2800. В пресс-релизе на сайте экспедиции перечислены уникальные артефакты, которые помогли идентифицировать корабль и личность его капитана. Среди них:

– чрезвычайно редкая серебряная монета "индио", выпущенная в 1499 году королем Португалии Мануэлем Первым специально для торговли с Индией. Прежде была известна лишь одна такая монета, за что индио прозвали "монетой-призраком".

– 12 золотых крузадо – монет, отчеканенных в Лиссабоне между 1495 и 1501 годами. Точно известные годы выпуска индио и крузадо помогли датировать останки корабля.

– загадочный диск из медного сплава, 175 мм в диаметре, "помеченный" королевским гербом Португалии и изображением армиллярной сферы (esfera armilar) – древнего астрономического инструмента и, по совместительству, личной эмблемы короля Мануэла Первого. По мнению исследователей, этот диск может быть деталью астролябии. Подводным археологам очень редко попадаются старинные навигационные приборы, так что эту находку ученые считают не менее сенсационной, чем обнаружение второго в мире индио. А эмблема Мануэла Первого подтверждает личную связь между королем и Висенте Содре (Мануэл был Великим магистром, а Содре – рыцарем португальского ордена Христа).

– бронзовый колокол (рында) с частично сохранившейся надписью "498", что может указывать на постройку корабля в 1498 году. На сегодняшний день бронзовая рында "Эсмеральды" – старейший корабельный колокол в мире.

–каменные пушечные ядра с вырезанными инициалами "V.S.", что может указывать на личность капитана "Эсмеральды", Висенте Содре.

В конце 1990-х, когда археологическая компания Blue Water Recoveries и Дэвид Мирнс (David Mearns), опытнейший специалист по поиску затонувших кораблей, начинали свое историческое расследование, о подобных находках они могли только мечтать. Первые полгода археологи вели раскопки в португальских архивах, изучая официальные документы и свидетельства очевидцев. В 1998-м, когда многие страны праздновали 500-летнюю годовщину открытия Carreira da India, Мирнс и команда Blue Water Recoveries впервые отправились на остров Эль Халлания. В интервью журналу National Geographic Мирнс рассказал: "Мы стояли на вершине острова и смотрели на волны прибоя. Потом мы представили себя на месте португальцев – где бы они могли встать на якорь и на какой участок берега волны могли бы выбросить обломки их кораблей. Прикинув такие места, мы выпустили аквалангистов – и уже через 20 минут они заметили пушечные ядра с очевидно европейского корабля".

Волны в зоне кораблекрушения такие мощные, что археологи даже прозвали этот участок "стиральной машиной". За пять столетий останки корабля и его драгоценный груз зарылись глубоко в песок. Это обстоятельство, как и удаленность маленького острова от материка, спасло "Эсмеральду" от разграбления.

Вернуться на Эль Халланию археологи смогли только в 2013 году, получив поддержку Министерства исторического наследия и культуры Омана. Исследования ведутся до сих пор, после реставрации все находки будут выставлены в Национальном музее Омана.

Подводные раскопки оказались успешными, тогда как наземная часть экспедиции сильно озадачила археологов. Ученые пытались отыскать захоронения португальских моряков, среди которых был и вице-адмирал Висенте Содре. Судя по историческим свидетельствам, могил должно быть не меньше сотни. Археологи изучили все старинные немусульманские могилы Эль Халлании – на крошечном острове найти их несложно, — но не обнаружили ровным счетом ничего. Никаких намеков на человеческие останки. Подобные случаи "растворения трупов" были зафиксированы после Второй мировой войны на островах в Тихом океане: особенности местной почвы. Других объяснений ученые пока не нашли.

По словам Мирнса, во время раскопок он постоянно думал о печальной судьбе португальской эскадры. "Когда бы ни случилось подобное, в XVI или в XX веке, место гибели корабля всегда являет собой страшное зрелище, оно сохраняет следы разыгравшейся в море трагедии. Работа в подобных местах требует уважения, слишком много людей там погибло. По рассказам очевидцев можно очень живо представить, какой ужас там творился, а после осмотра места крушения особенно четко понимаешь, что у кораблей не были ни единого шанса выдержать такую страшную бурю"…