Определены ключевые параметры, необходимые для успешной карьеры в науке
Вопрос: какое отношение возраст специалиста имеет к его революционным открытиям или другим прорывам в науке? Практически никакое, считает ведущий автор нового исследования Альберт-Ласло Барабаши (Albert-László Barabási) из Северо-Восточного университета в Бостоне.
Однако Чарльзу Дарвину было всего 29 лет, когда он придумал свою знаменитую теорию естественного отбора, а Мари Кюри было не больше тридцати, когда она смогла изучить явление радиоактивности. И на протяжении многих лет считалось, что успех приходит к исследователям чаще в начале научной карьеры (хотя в России в силу традиций обычно происходит наоборот). Тем не менее иностранные исследователи, изучающие различные достижения людей во многих областях, приходили именно к таким выводам.
Причин несколько. Например, молодые люди могут посвящать большую часть своей жизни исследовательским проектам, а более старшие коллеги такой возможности лишены (из-за бытовых причин и большего количества сторонних обязанностей). Кроме того, часто молодых, талантливых и перспективных учёных поддерживают более опытные наставники.
Но новый масштабный анализ данных научных карьер специалистов помог обнаружить множество факторов, которые не имеют ничего общего с возрастом человека или его ранней славой. Предполагается, что здесь играют роль совершенно другие факторы – качества личности наравне с настойчивостью и везением, а также уровнем интеллекта. Всё это приводит к успеху, причём в любом возрасте, уверены специалисты.
Иными словами, шансы сделать прорыв в науке есть у учёного и в 25 лет, и в 50 лет. Более того, происходить это может и неоднократно.
"Наука имеет исключительный набор инструментов для прогнозирования природных явлений. И когда мы используем этот набор инструментов для анализа карьеры исследователей, мы наблюдаем ту же степень предсказуемости: то есть возможность определить эволюцию научной карьеры", — говорит Барабаши.
По его словам, понимание законов и закономерностей, которые регулируют развитие карьеры, может значительно повысить шансы на хороший результат. "Понимание этих законов также может помочь выявить и даже воспитать людей, которые готовы делать большие научные открытия и стимулировать научное сообщество в целом", — считает Барабаши.
В исследовании успеха учёные проанализировали публикации более десяти тысяч специалистов в семи различных дисциплинах (среди них физика, химия и экономика), которые охватывают 20-летний труд учёных.
Они смогли выявить три переменные, необходимые для успешной карьеры: элемент удачи, результативность и особое качество (или фактор Q), который определяет способность каждого учёного повышать эффективность любого проекта.
По мнению учёных, удача хоть и является единицей не измеримой, но, конечно же, приходит она лишь благодаря настойчивости: необходимо пробовать снова и снова для того, чтобы достичь нужного результата. Впрочем, это известная истина. "Чем больше раз вы пробуете, тем выше ваши шансы на успех", — добавляет соавтор работы Роберта Синатра (Roberta Sinatra), приглашённый профессор Северо-восточного университета.
Важна также и результативность, которая зависит от того, сколько работ каждый учёный опубликовал.
Устойчивый эффект или воздействие, которое исследователи прозвали фактор Q, отражает сколько раз каждая научная работа упоминалась в другом труде. Иными словами, сколько раз на неё ссылались или цитировали. В научных исследованиях, чем больше цитируют работу, тем большее значение она имеет (факторы успеха научной публикации также изучены).
Исследователи предполагали, что фактор Q будет увеличиваться по мере развития научной карьеры того или иного человека, то есть он растёт вместе с опытом человека. Но, к удивлению учёных, возраст на этот фактор никак не влиял.
Исследование показало, что учёные с высоким коэффициентом Q были не только более продуктивны в течение всей карьеры. Также выяснилось, что на их работы чаще ссылаются. И наоборот, у специалистов с низким коэффициент Q чаще встречались работы, которые редко упоминались другими.
"Фактор Q фиксирует сочетание способностей, образования и знаний, — говорит Барабаши. – То есть то, насколько хорош учёный в том, чтобы выбрать идею своего исследования и превратить её в открытие".
Примечательно, что учёные расположили каждую работу изучаемых специалистов в хронологическом порядке и затем рассчитали, в какой момент карьеры у каждого из них появилась особенно значимая работа.
"Мы были поражены своими выводами", — говорит Синатра. Наиболее прорывным исследованием могла стать хоть первая публикация, хоть последняя или какая между ними.
По её словам, каждый раз, когда учёный публикует свою работу, он имеет одинаковые шансы на успех. Так что это хорошие новости для людей, решивших посвятить себя науке.
"Хороший учёный, если у него есть ресурсы, чтобы оставаться продуктивным, может достигать в будущем больших открытий. И это никак не зависит от его возраста. Понимание этого очень важно для научного мира, чтобы двигаться вперёд и поднимать науку в целом", — говорит Барабаши.
Исследование было опубликовано в научном издании Science.
Добавим, что ранее мы рассказывали о другой стороне научных исследований: умение найти финансирование на исследования. В частности, с помощью краудфандинга.