СПГ-терминал в Эстонии: хождение по граблям

09 февраля 2016 11:22 Вести.Экономика
По сообщениям СМИ, компания из Нидерландов Vopak EOS намерена принять участие в строительстве СПГ-терминала в Таллине. Евросоюз, который стремится к независимости от российского газа, готов выделить финансирование на создание СПГ-терминала в Таллине.

СПГ-терминал в Клайпеде

По сообщениям СМИ, компания из Нидерландов Vopak EOS намерена принять участие в строительстве СПГ-терминала в Таллине. Евросоюз, который стремится к независимости от российского газа, готов выделить финансирование на создание СПГ-терминала в Таллине.

Vopak EOS уже договаривается об условиях окончательного инвестиционного решения с партнерами проекта, передает информресурс Natural Gas Europe.

Таллинский СПГ-терминал входит в список Проектов общих интересов ЕС (PCI), и потому, скорее всего, будет построен. Планируемая мощность регазификатора составит 90 тыс кубометров газа в день.

Предполагается, что терминал будет обслуживать интересы Прибалтийских государств и Финляндии, сообщает ресурс Natural Gas Europe.

Ссылки по теме

Как сообщает ресурс, Финляндия и Эстония много лет обсуждали возможность создания СПГ-завода производительностью 2,5 млрд кубометров либо в Инкоо (Финляндия), либо в Палдиски (Эстония), газ из которого поставлялся бы в соседние страны по газопроводу Balticconnector.

В 2014 году страны договорились о строительстве двух небольших регазификационных терминала по обе стороны от Финского залива, и связать их с газопроводом Balticconnector. Но так как эти два терминала не смогли получить субсидий ЕС, то страны решили построить один терминал в Эстонии.

Осенью прошлого года финская компания Gasum вышла из проекта и передала его Эстонии.

Финны заявили, что эти проекты не являются экономически целесообразным, а кроме того, на финском рынке недостаточно высокий спрос.

Эстония должна была основать новую государственную компанию, которая должна была заниматься строительством газопровода Balticconnector. Эстонский энергетический концерн Alexela, еще один партнер в проекте, также вышел из него, так как он не смог предоставить необходимого финансирования.

Таллин решил отдать проект СПГ-терминала частным инвесторам. Но те не торопятся вкладываться в строительство

Странное решение

По словам многих экспертов, решение о строительства СПГ-терминала в Таллине выглядит по меньшей мере странно, учитывая, что в Литве терминал СПГ загружен лишь 30%. Эксперты полагают, что регазификатор в Эстонии экономически не обоснован.

Так, Советник министра энергетики Литвы Мантас Дубаускас прокомментировал ситуацию изданию Natural Gas Europe: "Если Эстония построит регазификационный терминал уровня Клайпедского, то в регионе возникнет избыток СПГ-мощностей".

"Я убежден, что Эстонии он просто не нужен. — заявил Михаил Крутихин, совладелец энергетической консалтинговой компании RusEnergy, изданию Natural Gas Europe. — В стране нет дефицита газа, потребности в нем невелики, поскольку Эстония не использует "голубое топливо" для производства электроэнергии".

Согласно статистике ЕС, из всех 28 стран-членов Евросоюза у Эстонии самая низкая зависимость от энергоресурсного импорта. Ее закупки газа в России составляют всего 10-15% потребления страны.

Именно поэтому многие эксперты полагают, что строительство СПГ-терминала не является собственным решением страны, а навязывается ей со стороны Евросоюза, который стремится продемонстрировать независимость от российского газа.

Поэтому аналитики полагают, что перспективы этого терминала весьма неутешительны, как и в случае с терминалом в Клайпеде, который, несмотря на громкие заявления политиков, оказался практически невостребованным.

"Сейчас Эстония потребляет крайне незначительное количество газа - менее 0,5 млрд куб. м, притом она импортирует его из России. Большая часть электроэнергии вырабатывается из добываемых в самой Эстонии горючих сланцев. Это довольно "грязный" способ.

Можно было бы предположить, что Эстония намеревается перейти в производстве электроэнергии на более экологичное топливо - природный газ. Тогда двукратный рост потребления газа (с учётом заявленной мощности терминала), а с ним и строительство СПГ-терминала можно было бы как-то оправдать.

Но, по всей видимости, горючие сланцы никуда из энергобаланса Эстонии не денутся, а СПГ-терминал будет подаваться под уже протухшим соусом энергонезависимости от России. Отдельные лица, как водится, заработают на этом проекте, а расхлёбывать последствия в виде контрактов на чрезмерно дорогой газ будут эстонские потребители.

А в завышенной цене СПГ для Эстонии сомневаться не приходится - достаточно посмотреть на "успехи" Литвы, которая в конце прошлого года едва смогла договориться о снижении объёмов закупки СПГ," - отмечает Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Платить больше?

Мало у кого возникают сомнения относительно того, что терминал в Таллине повторит судьбу СПГ-терминала в Клайпеде. Тем более, учитывая тот факт, что Эстония – это очень небольшой рынок сбыта, и цены для такого рынка будут высокими.

Кроме того, у населения Литвы и бизнеса, в отличие от политиков, отношение к СПГ-терминалу неоднозначное. Бизнес, потребляющий энергию, обеспокоен тем, что правительство теперь принуждает его в обязательном порядке покупать часть газа по "рыночной" цене терминала, которая выше цены "Газпрома".

За полгода до ввода в эксплуатацию плавучего терминала Independence "Газпром" действительно снизил цену на газ для Литвы на 20%, что литовские власти тут же назвали триумфом своей энергетической политики.

Кроме того, в прошлом году Литва подписала пятилетний контракт с норвежской Statoil на поставку танкерами 540 млн куб. м СПГ в год. Это может обеспечить чуть больше половины всего бытового потребления газа в стране.

Однако после ввода в эксплуатацию СПГ-терминала выяснилось, что цена на норвежский сжиженный газ выше не только новой, но и старой цены российского газа из трубы.

Но вместо подешевевшего российского газа руководство Литвы заставило поставщиков энергии покупать дорогой норвежский газ, обязав предприятия брать не менее четверти необходимого им газа из СПГ-терминала.

При этом отдельные государственные и муниципальные предприятия Литвы вынуждены покупать с СПГ-терминала 60% газа и более.

Например, обеспечивающая теплом литовскую столицу Vilniaus energijа была принуждена государством в обязательном порядке покупать в Клайпеде 65% нужного ей газа.

В результате цены на отопление для жителей Вильнюса, упавшие было после снижения цены на российский газ, после ввода в эксплуатацию терминала вновь начали расти.

Аналитики полагают, что Эстонию и ее население ждут такие же последствия, как и в случае с Литвой.

Очевидно, что прибалтийское "хождение по граблям" продолжается. В регионе продолжается строительство СПГ-терминалов, экономическая несостоятельность которых видна ещё на старте идеи, и речь не только о Литве, но и о Польше и теперь Эстонии. По всей видимости, эти страны готовы пожертвовать конкурентоспособностью своих экономик и благосостоянием населения на благо мифической энергонезависимости.