В Москве открылась уникальная выставка итальянской живописи эпохи Ренессанса
«Неизвестный Ренессанс»: выставка итальянской живописи из частных коллекций открылась в «Центре искусств. Москва». В экспозиции – произведения XIV–XVII веков, все они выставляются впервые.
Выставку позиционируют как «подарок российскому зрителю», однако эти полотна не увидишь и на родине художников, в Италии. Все работы – из частных собраний, все – шедевры эпохи Возрождения. То, что они сейчас в Москве, удивляет даже итальянцев, потому что, например, работы Джованни Беллини приезжают крайне редко.
«Итальянцы привыкли к громким именам, к большим художникам, но, честно говоря, эту “Мадонну с младенцем” конца XV века я видел только в учебниках по истории искусств. Это воплощение мечты – видеть ее вживую», – заявил Вальтер Феррара, первый советник Посольства Италии в РФ.
О Джованни Беллини почти всегда говорят «великий»: он был учителем Тициана и Джорджоне, к нему приезжал брать уроки Альбрехт Дюрер. Считается, что именно Беллини начал первым в Италии писать масляной краской, что именно он внёс в живопись светотени и придал лицам индивидуальность, что заметно, если сравнивать с работой его предшественника Сано ди Пьетро. А этот «Триптих со сценами из жизни Христа» был создан веком позже – в XVI. Интересно то, что икона – критская (тогда Крит входил в Венецианскую республику), а вот сам триптих создан в Венеции.
«Триптих сделан в технике “пастиле”. Это была очень сложная техника. Тогда она была под секретом. На сегодняшний день до нас дошло 299 шкатулок, которые известны в мире, а вот чтобы складень был, да еще в таком качестве, в такой сохранности – это очень-очень большая редкость», – отметил Андриан Мельников, куратор выставки.
На этой выставке 20 полотен, начиная с XIV века и заканчивая XVII. Причем имена многих авторов до сих пор неизвестны: художники скрывали свои имена, тем самым уходили от почестей. Они писали для бога и свой труд расценивали как служение. Из известных мастеров – Ло Скеджа. На выставке представлена его работа «Триумф Александра Македонского».
Джорджио Каллегари, организатор выставки: «Это как связи между великой историей, Италией и будущим».
Выставка открыта в «Центре искусств. Москва», который находится в Храме Христа Спасителя. Проект направлен на поддержание международных культурных связей и популяризацию итальянского искусства в России.
Анна Аппалонова