Дно канала Балаклавского подземного музейного комплекса исследуют биологи
Дно канала Балаклавского подземного музейного комплекса исследуют биологи. В период холодной войны здесь должны были ремонтировать и укрывать от ядерного удара подводные лодки. Какие научные цели преследуют ученые - расскажет Анна Шустер.
Канал, прошедший через толщу горных пород, - для укрытия подводных лодок. Впервые в истории сотрудники Института биологии южных морей решили исследовать секретный стратегический объект СССР. Длина канала - 608 метров, глубина - 8 метров. С выхода на южной стороне объекта видно западный мыс Балаклавской бухты. Дальше - открытое море.
На дне канала берут пробы воды и грунта. Он похож на ил, который можно увидеть в море на глубине в 19 раз больше, чем здесь. Собирая образцы, ученые надеются найти новые виды.
«Может быть, какие-то измененные виды будут, с новыми признаками, поживем-увидим, как это получится. Будут ли эти виды аналогичны тем, которые в природных пещерах», - рассказала главный научный сотрудник отдела экологии бентоса Института биологии южных морей им. А.О. Ковалевского РАН Нелли Сергеева.
Жизнь черноморских пещер, естественных и искусственных, сотрудники Института биологии южных морей планируют описать в новой монографии совместно с учеными из биологии южных морей планируют описать в новой монографии совместно с учёными из Одессы и Петербурга. Результатами изучения химического состава воды и исследования грунта заинтересованы и сотрудники музея фортификационных сооружений. В их планах в течение года завести в подземный канал подводную лодку.
«Со времени прекращения работы объекта в 1991 году прошло уже довольно много времени. Канал заилился, поэтому необходимо изучать: в каком состоянии дно, какая фактическая глубина, нужно или не нужно чистить этот канал», - говорит начальник научно-просветительного отдела Военно-исторического музея фортификационных сооружений Эдуард Крайнов.
Такое исследование более чем актуально - с момента завершения строительства канала прошло уже 59 лет. Сегодня музейные работники с гордостью рассказывают: в случае угрозы канал мог вместить в себя 7 средних или 10 малых субмарин, а в мирное время работал как ремонтная база. Теперь это уже история, и в планах у сотрудников музея отразить не только ее страницы из XX века. Здесь уже хранятся якоря византийского и римского периодов. Вновь поднятые со дна моря раритеты планируют также разместить в этом зале, только уже не над, а под водой на небольшой глубине, где флотские реликвии сохранятся в разы лучше, чем при взаимодействии с кислородом.
Анна Шустер