"Служанки" Виктюка проживают третью молодость

29 января 2014 19:31
Знаменитому спектаклю "Служанки" Романа Виктюка исполнилось четверть века. Юбилей Роман Григорьевич и его труппа отметили на сцене "Сатирикона". Там, где состоялась премьера "Служанок".

Алым дождем из воздушных шаров завершился спектакль "Служанки" Театра Романа Виктюка, который прошел на сцене театра "Сатирикон". Огромные летающие сердца символизировали любовь, преданность и восхищение зрителей по отношению к маэстро Виктюку. Так закончился вечер, когда культовому спектаклю Романа Виктюка "Служанки" исполнилось 25 лет.

Но и в течение всего вечера зрителей, пришедших на юбилейное представление, ждало немало подарков от Маэстро и его труппы. Одним из важных и трогательных моментов юбилея стал момент, когда на поклонах Роман Григорьевич собрал на сцене уникальный состав участников всех поколений "Служанок". Первая версия: Сергей Зарубин (Мсье), Александр Зуев (Мадам), сценограф Алла Коженкова, музыкальный оформитель спектакля Асаф Фараджев, благодаря которому в 1988 году со сцены драматического театра впервые зазвучали культовые хиты Далиды Je suis malade и Tico tico. Актеры второй версии: Владимир Зайцев (Соланж), Леонид Лютвинский (Мсье). И, наконец, исполнители современной версии спектакля: Дмитрий Бозин (Соланж), Александр Солдаткин (Клер), Иван Никульча (Мсье), Алексей Нестеренко (Мадам).

А первый исполнитель роли Соланж Константин Райкин записал аудио поздравление: "Мне чрезвычайно приятно поздравить всех участников сегодняшнего спектакля и присутствующую публику с 25-летним юбилеем этого выдающегося произведения. Этот спектакль сыграл важнейшую роль в истории театра. Для меня песня со "Служанками" была спета один единственный раз и была спета именно у нас. То, что спектакль сегодня к нам вернулся, — это очень закономерно. Всех участников спектакля я приветствую и понимаю, что им выпала огромная творческая радость прикоснуться к замечательному произведению искусства. Всех с праздником, мои дорогие!".

В свою очередь, Леонид Лютвинский (второй Мсье) признался: "Придя сегодня и увидев полный аншлаг, я понял, что спустя 25 лет любовь зрителей к этому спектаклю не угасла. Я вижу перед собой полный зал, как и в те времена… Спектакли проходили так же как и сейчас. Я помню, как мы играли на Бродвее, и люди ходили с табличкой: "Куплю билет за любые деньги".

Напомним, что в 1988 году на сцене театра "Сатирикон" состоялась премьера "Служанок". Пожалуй, самого неожиданного для постперестроечных времен спектакля: смелого, чувственного и предельно откровенного. Пьесу Жана Жене о служанках, задумавших сжить со свету своих господина и госпожу, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендации драматурга: все роли сыграли мужчины. От имени своих эксцентричных, капризных и жестоких героинь Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин разговаривали со зрителями о любви и свободе, зависти и прощении, красоте и ущербности. Никто и никогда не делал прежде на сцене ничего подобного.

В 1991 году Роман Виктюк представил вторую версию "Служанок". Тогда к Николаю Добрынину и Александру Зуеву присоединились Сергей Виноградов, Владимир Зайцев и Леонид Лютвинский, а хореографом обновленного спектакля стал Эдвальд Смирнов. И вновь — оглушительный успех.

Третье обновление "Служанок" состоялось на сцене Театра Романа Виктюка в 2006 году. Режиссер вместе с актерами Дмитрием Бозиным, Дмитрием Жойдик, Алексеем Нестеренко и Иваном Никульча создал еще более темпераментное и яркое зрелище с головокружительными пластическими этюдами и блистательным финальным дивертисментом под саундтрек Далиды.

С каждым следующим представлением спектакль, кажется, становился мощнее, убедительнее и азартнее. Виктюк сумел разгадать секрет вневременного перформанса: тайны человеческой души просто не имеют срока годности. Сам же Маэстро уверен, что это только начало пути: "Пьеса была написана Жаном Жене как провиденье. Главное, что он хотел сказать, что в рабстве человек не может любить, в рабстве человек может только ненавидеть. Первое поколение, игравшее эту пьесу, было воспитано при советской власти, в рабстве, поэтому спектакль был протестом или преодолением человеческой трусости. Второе — поколение переходного периода. А теперь играют артисты, которые выросли вне оков тоталитарной системы, которые впитали лозунг драматурга Жана Жене с молоком матери. Собственно, это и определяет обновление спектакля".