95 лет исполнилось режиссеру Питеру Бруку
Режиссёр Питер Брук, которого называют великим уже примерно полвека, отмечает юбилей. Ему 95. Его спектакли вошли в учебники, а он все эти годы утверждает, что не знает, каким должен быть «идеальный театр». «Я знаю только, – говорит Брук, – каким он не должен быть».
«Ты показала, что это трудно, но вполне возможно – почувствовать реальность своего образа на сцене».
Упражнения, который Питер Брук дает актерам, учат захватывать внимание и влиять на воображение зрителей.
«Мы здесь, чтобы исследовать то, что в действительности видели очень немногие. Это почти невыполнимая миссия – создать театр реалистичный и живой, захватывающий зрителя и не отпускающий его».
Он – режиссер-мыслитель. Всю жизнь исследует вопрос – что такое театр и зачем он нужен.
Фрагмент спектакля Питера Брука «Why», который в этом сезоне показали в России. Ковер в том или ином виде присутствует во многих его постановках. Ковер – это воспоминание об Африке, образ древней культуры. В 70-е труппа Брука отправилась в долгую экспедицию по жаркому континенту.
«Приезжали в какую-то африканскую деревню и расстилали на главной площади ковер. И немедленно все жители и дети, и взрослые сбегались, всех рассаживали вокруг этого ковра и актеров, и жителей. И... А вот что было и – это было самое занятное. Потому что это был уникальный пример импровизации без сценария», – рассказал историк театра Алексей Бартошевич.
В этом путешествии была тогда еще начинающая актриса – Хелен Миррен.
«Цель была в том, чтобы выяснить, что в театре универсально? Что может взволновать, заинтересовать – абсолютно каждого. Что за всеми этими условностями: слова, индивидуальность актера, конкретная культура. Что на территории театра фундаментально и универсально?» – задает вопросы актриса.
Зрителям нашей страны Питер Брук стал известен в 1955. Тогда в Москву привезли его спектакль «Гамлет». Алексей Бартошевич: «Они играли не классику – в таком академическом смысле. Они играли современный текст».
Никакой пышности. Утонченный психологический спектакль. Алексей Бартошевич считает, этот «Гамлет» повлиял на перемены в нашем театре, которые произошли в эпоху оттепели.
«Среди публики этого спектакля был в полном составе еще только рождавшийся „Современник“. Для них для всех этот бруковский спектакль был ну какой-то очень важной школой не только понимания Шекспира, но и вообще... театральной правды», – отметил Бартошевич.
Поздний Питер Брук очень аскетичен. Его знаменитый термин – «пустое пространство». Алексей Бартошевич считает, это та самая пастернаковская «неслыханная простота». Человеческие отношения – очищенные от любой эстетической формы.
Питер Брук не примыкает ни к одной традиции. Его путь – искать сокровенную суть театра. В свои 95 он поиски продолжает.
Яна Мирой
Новости культуры