Жюри Всероссийского музыкального конкурса выбрало лучшие камерные ансамбли

25 ноября 2011 09:53
Первый Всероссийский музыкальный конкурс призван поддерживать молодых талантливых музыкантов. У конкурса четырехлетний цикл состязаний, который охватывает все специальности исполнительского искусства. В этом году состоялись конкурсы дирижеров и исполнителей камерных ансамблей.

Первый Всероссийский музыкальный конкурс призван поддерживать молодых талантливых музыкантов. У конкурса четырехлетний цикл состязаний, который охватывает все специальности исполнительского искусства. В 2010 году конкурс прошел по четырем специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. В этом году состоялись конкурсы симфонических и хоровых дирижеров, исполнителей камерных ансамблей. Всероссийский музыкальный конкурс проходит ежегодно во всех федеральных округах России.

Это выступление в Малом зале Московской консерватории – награда для струнного квартета из Якутии за третье место в Первом Всероссийском музыкальном конкурсе в номинации "камерные ансамбли".

Скрипачи и виолончелистка – воспитанники Высшей школы музыки Республики Саха-Якутия, альтист – их преподаватель. Проводись конкурс в Москве, рассказывает Андрей Дедюкин, музыканты не смогли бы в нем участвовать – билеты стоят очень дорого. К счастью, конкурс сам приехал к ним. Члены жюри два месяца путешествовали по городам России, искали самородков. В их числе оказался и якутский квартет, уже прославившийся в родной республике. Местные композиторы только ему доверяют первое исполнение своих сочинений, коллектив после конкурса получил предложения выступать по всей России.

"Хотим записать струнный квартет Кирилла Герасимова, если получится здесь договориться, в хорошей профессиональной студии", – делится планами альтист Андрей Дедюкин, преподаватель Высшей школы музыки Республики Саха.

Жюри 1-го Всероссийского конкурса – профессора Московской и Санкт-Петербургской консерваторий – посетили 18 городов, прослушали более 50 струнных квартетов и фортепианных трио, это две классические формы камерных ансамблей.

"Конечно, по уровню артистическому, художественному, да и по уровню высшего мастерства, естественно, был разброс. Это связано с очень многими причинами – с традициями развития камерной музыки в данном регионе, с наличием инструментов. Во Владивостоке, например, камерные ансамбли совсем не пользуются популярностью. А в той же Республике Саха есть желающие играть, но нет хороших инструментов, как и нет возможности получить их из государственной коллекции. Еще одно препятствие – артисты не могут найти работу", – говорит профессор Санкт-Петербургской консерватории, член жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса Сергей Урываев.

"Филармонии неохотно берут в свои ряды новых музыкантов, молодых музыкантов, особенно камерные ансамбли. Потому что дело затратное. И отнюдь не прибыльное", – считает профессор Московской консерватории, член жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса Александр Бондурянский.

В советские годы подобный смотр проводился регулярно. Имена одесситов Рихтера, Гилельса и Ойстраха, бакинца Ростроповича стали известны именно благодаря Всесоюзному конкурсу музыкантов-исполнителей. Предоставляя артистам из глубинки возможность сравнивать свое искусство, он задавал стандарты исполнения и преподавания музыки, критерии оценки мастерства, помогал талантливым провинциалам. Эту традицию Министерство культуры решило возродить.