МиГ-31. История создания и технические характеристики
Истребитель МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound) – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"). Это первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.
Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 километров.
На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 километров. Способен отслеживать до 30 целей и одновременно атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер "Аргон-К" выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты "воздух-воздух" большой дальности Р-33 (Р-33С), ракеты Р-40.
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ имени А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, – Г. Лозино-Лозинский. В 1975 году работы по созданию самолёта возглавил К. Васильченко.
Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. Федотов. В 1981 году в Горьком (ныне – Нижний Новгород) началось производство Миг-31. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая – из трёх, третья – из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году, к этому времени было построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б. На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
Технические характеристики истребителя: экипаж состоит 2 человек, длина 21,62 метра, рзмах крыла – 13,45 метра, высота 6,5 метра. Истребитель развивает максимальную скорость 3000 километров в час. Практическая дальность полета без дозаправки – 3000 километров, с одной дозаправкой – 5400 километров.
Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% – титана, 33% – из алюминиевых сплавов и 1% – другие конструкционные материалы.
Фонарь кабины имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. В настоящее время истребитель состоит на вооружении ВВС России и Казахстана.
Катастрофы МиГ-31
10 марта 1993 года на Камчатке при выполнении ночного полета потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31 войск ПВО. Экипаж катапультировался.
31 мая 1995 года в районе Комсомольска-на-Амуре потерпел аварию истребитель МиГ-31. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался.
15 января 1997 года в Архангельской области произошла катастрофа самолета МиГ-31. Оба летчика погибли.
26 сентября 1997 года в Тверской области разбился истребитель-перехватчик МиГ-31. Летчики катапультировались.
14 октября 2003 года в Тверской области произошла авария самолета МиГ-31. Экипаж катапультировался.
1 июня 2005 года в Тверской области произошла авария самолета МиГ-31. Истребитель сошел с полосы и в результате пожара сгорел. Экипаж не пострадал.
19 ноября 2010 года в Пермском крае взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки МиГ-31 (предположительно из-за технической неисправности) вошёл в штопор и разбился в 60 километрах к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино в Пермском крае разбился МиГ-31. Оба пилота погибли.
По материалам агентства ИТАР ТАСС и Википедии.