Памяти Кшиштофа Пендерецкого
На 87-м году жизни скончался композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий. Один из главных представителей музыкального авангарда, обладатель престижных наград, он до последних дней сочинял музыку и давал концерты.
Кшиштоф Пендерецкий начал писать музыку, потому что во время войны трудно было достать печатные ноты. Получив в подарок от отца скрипку, он стал сочинять маленькие пьесы, чтобы учиться играть по ним. Всемирную известность Пендерецкому принесло сочинение «Плач по жертвам Хиросимы». В нём нет ни мелодии, ни гармонии, ни полифонии в привычном смысле слова.
«Это сочинение для 52-х струнных, где нет ни одного привычного звучка смычковых инструментов. Струнные, как мелодические инструменты, не играют, а играют как производители каких-то шумов: летящие бомбы, человечество, которое замерло в страхе. И потом сама эта катастрофа. Это было за пределом того, что мог делать инструмент, и того, что мы ожидали от возможности оркестра», - отметил композитор и музыкальный теоретик Владимир Дашкевич.
Пендерецкий изобрёл не только новые приёмы игры, но необычный способ записи музыки - без деления на такты. Он вводил в свои произведения визг пилы, стук пишущей машинки, вой сирены, заставлял хор кричать, шептать и свистеть, а музыкантов - стучать смычками по корпусу инструментов.
Денис Мацуев, народный артист России:
«При жизни считали его уникальным самородком со своим самобытным уникальным языком, музыкальной речью. И, если ты не знаешь, чья музыка исполняется, то по его стилю, по его музыкальному почерку можно было узнать, что это маэстро Пендерецкий. Мне посчастливилось быть знакомым с ним, мы общались, и он мне посоветовал сыграть свой фортепианный концерт, который, к сожалению, пока я не играю, но, безусловно, обязательно его выучу».
Пендерецкий получил в Каннах специальную премию как «Самый великий из ныне живущих композиторов». Он был лауреатом пяти премий «Грэмми», почетным профессором многих музыкальных вузов, в том числе Петербургской и Московской консерваторий. Писал оперы, симфонии, хоровую, джазовую и электронную музыку. А вот для кино почти не сочинял. Говорил - на этом легко заработать деньги, но не в этом суть искусства. Режиссёры сами просили композитора разрешить им использовать его сочинения. Музыка Пендерецкого звучит в «Острове проклятых» Скорсезе, «Одиноком голосе человека» Сокурова, «Сиянии» Кубрика.
«В съемках того же "Сияния" Кубрика я участия не принимал. Он просто взял мою музыку и использовал так, как посчитал нужным. Между прочим, не совсем правильно, вся глубина ушла. И он такой не один», - рассказывал маэстро.
«Сажать деревья - моя вторая профессия», - говорил Кшиштоф Пендерецкий. В своём имении под Краковом он не только создал Европейский центр музыки, но и разбил огромный парк с лабиринтом. Этот лабиринт он считал аллегорией жизни художника.
«Когда вещь большая, допустим, симфония, часто тоже оказываешься в лабиринте и порой не знаешь, как из него выбраться и куда лучше пойти: налево, направо, или лучше вернуться назад», - отмечал он.
Самым великим симфонистом Пендерецкий считал Бетховена. Говорил, что каждый уважающий себя композитор должен стремиться написать 9 симфоний. Свою 9-ю он написать не успел; сочинил только 8.
Екатерина Москвитина
Смотрите также: «Энигма». Кшиштоф Пендерецкий