Скончался Владимир Мотыль

Владимир Мотыль не дожил до премьеры своего нового фильма

22 февраля 2010 20:01
а также простые поклонники его творчества
Не стало Владимира Мотыля – режиссера, которого без преувеличения называли культовым. Он скончался в Москве на 83-м году жизни. Соболезнования родным и близким кинематографиста выразили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.

Не стало Владимира Мотыля – режиссера, которого без преувеличения называли культовым. Он скончался в Москве на 83-м году жизни. Соболезнования родным и близким кинематографиста выразили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Владимир Мотыль снял не так много фильмов, но в стране, наверное, нет человека, который хотя бы раз не посмотрел его картины "Белое солнце пустыни", "Женя, Женечка и "катюша" или "Звезда пленительного счастья".

В черно-белые ленты он влюбился еще мальчишкой – на Северном Урале, где в ссылке была его мать. Именно тогда возникла страстная вера: "Вырасту – буду делать кино". Но сначала была работа в театрах Урала и Сибири. В 27 лет он стал главным режиссером свердловского ТЮЗа. Но мечта не отпускала. Первой картиной, которая принесла ему настоящее народное признание, стала лента "Женя Женечка и "катюша".

В своем последнем интервью – его режиссер дал программе "Вести в субботу" в конце прошлого года – Владимир Мотыль вспоминал, как снимали фильм, соавтором которого был Булат Окуджава, влюбивший его в Ленинград – город, с которым потом будут связаны многие работы режиссера. "Булат очень рвался в Петербург. Я не очень рвался. Для меня это трагический город, где арестовали отца. Отец в Соловках погиб", – сказал он.

Картина "Женя, Женечка и "катюша" вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию. Опального режиссера спасла экспериментальная киностудия Григория Чухрая, не подчинявшаяся Госкино. Мотыля пригласили на постановку сценария "Пустыня". Фильм должен был стать идеологической летописью об установлении советской власти в Средней Азии, а стал кинолегендой, разобранной на цитаты.

"Белое солнце пустыни" – фильм, который хотели положить на полку, но его случайно увидел генсек Брежнев и пришел в восторг.

"Утром рано Брежнев разбудил председателя Госкино: "Молодец, хорошее кино делаешь!". А тот ни сном, ни духом. Не знал, что он смотрел", – рассказал Владимир Мотыль.

"Белое солнце пустыни" – главный советский кинобестселлер как в национальном, так и в мировом прокате. Картина стала талисманом космонавтов.

Еще одна режиссерская удача "Звезда пленительного счастья". Лента, снятая к юбилею восстания декабристов.

"Я помню, что он переснимал всю сцену целиком, когда художник по костюмам неправильно повесил орден на мундир Раевского. Кто сейчас будет переснимать огромную сцену из-за того, что орден не так висит?! Но он знал, что это важно", – восхищается заслуженная артистка России Наталья Бондарчук.

"Непреклонный. С трудным характером. Его многие не любили. Но он отстаивал своё. Я думаю, что это ушел один из последних романтиков-режиссеров", – уверен народный артист России Игорь Костолевский.

Однако самостоятельность Мотыля – всю жизнь он не принадлежал ни к одной киностудии – его нелюбовь к агитсюжетам раздражали чиновников. Режиссера лишали поездок на фестивали. За весь советский период Мотыль не имел ни одной награды. В кино режиссер вернулся лишь в годы перестройки. Последнее время режиссер писал сценарии, помогал молодым режиссерам.

В октябре прошлого года Владимир Мотыль закончил снимать фильм "Багровый цвет снегопада". Над свой последней лентой он работал шесть лет, но не дожил до премьеры.