Беспорядки в Урумчи

Игорь Рогачёв: определённые круги давно добиваются распада Китая

09 июля 2009 13:42
В мире существует множество организаций, которые добиваются распада Китайской Народной Республики – так же, как добивались распада Советского Союза, заявил в интервью "Вестям" член Совета Федерации, бывший посол РФ в КНР Игорь Рогачёв.

В мире существует множество организаций, которые добиваются распада Китайской Народной Республики – так же, как добивались распада Советского Союза, заявил в интервью "Вестям" член Совета Федерации, бывший посол РФ в КНР Игорь Рогачёв.

- Игорь Алексеевич, здравствуйте. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе ситуация за последние дни не только не нормализовалась, но, наоборот, обострилась, туда введены войска, а председатель КНР Ху Цзиньтао спешно покинул саммит "большой восьмерки" в Италии. Почему, на ваш взгляд, конфликт в Урумчи зашел настолько далеко?

- То, что сейчас происходит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, мне лично очень напоминает события в Тибете прошлого года. А подоплёка такая. В прошлом году Китай и все мировое сообщество готовились к проведению международной Олимпиады. Помните, в августе в Китае. Это была грандиозная Олимпиада, я там присутствовал. И соответствующие организации, настроенные антикитайски, в том числе, говорят, и связанные с далай-ламой, они сделали все в прошлом году, чтобы сорвать эту Олимпиаду, а если не сорвать, то хотя бы подорвать, и было несколько даже руководителей из разных стран, которые отказались участвовать в связи с этими событиями и так далее. Что мы видим в этом году. В этом году в Китае опять готовятся к очень крупным общенациональным событиям. 1 октября 1949 года – образование Китайской Народной Республики. Кстати говоря, 2 октября – установление дипломатических отношений между Советским Союзом и КНР. У аналогичных организаций речь идет о Всемирном уйгурском конгрессе, штаб-квартира которого находится в Германии. Вот там составили такой план для того, чтобы бросить тень опять же и, может быть, сорвать часть мероприятий в честь 60-летия КНР и так далее, и так далее. Очень все мне это напоминает события прошлого года.

- Вы упомянули Всемирный конгресс уйгуров, штаб-квартира которого находится в Мюнхене, и именно его китайские власти обвиняют в разжигании конфликта. Насколько сильно влияние организации на умы и на настроения уйгуров Китая?

- Я хочу вам сказать, что Синьцзян-Уйгурский район, конечно, это совершенно специфический район, уйгуров там гораздо больше, чем кого бы то ни было, несколько миллионов человек. И уже несколько, боюсь сказать точно, несколько столетий существует Движение за создание Восточного Туркестана, как раз с опорой на уйгурские сепаратистские организации. И подобного рода события происходят не первый раз, они раньше были. Нельзя сказать, чтобы ежегодно, многократно, но время от времени вспыхивают такие события. Я сам когда-то в Синьцзяне жил, в детстве, мой отец работал в советском Генеральном консульстве в Урумчи, у меня сестра родилась там же, в Урумчи, и мне все это очень близко, близко и понятно. Но я думаю, что генеральная линия, политика, которую проводит центральное правительство в отношении автономных районов, национальных меньшинств, она абсолютно является оправданной, и сейчас не сомневаюсь, что порядок будет восстановлен, справедливость будет восстановлена, а те, кто инициировал этот бунт, это восстание, они будут наказаны, потому что я, например, читал информацию о то, что по SMS были даны указания по множеству адресов и организаций в таком-то часу начать выходить на улицы и протестовать против местных правительств.

- Формально волнения начались со столкновения рабочих ханьцев с рабочими уйгурами на фабрике игрушек. Вы могли бы рассказать, в чем заключается принципиальное различие между двумя этими народностями помимо религиозных различий конечно?

- На что ссылаются сейчас бунтовщики, на то, что в провинции Гуандун – совершенно другой провинции на юге Китая – двое уйгуров, извините, пытались изнасиловать китаянку, и развязалась потасовка, в результате которой они были убиты. Это вот якобы послужило причиной того, что произошло в Синьцзяне. Поэтому Синьцзян-Уйгурский автономный район во многом напоминает мне и наши тоже национальные районы, в том числе и кавказские некоторые наши регионы, где то и дело возникают вот такие потасовки из-за каких-то столкновений. Столкновение носит характер этнический, скорее всего. Китайское правительство очень часто повторяет о существовании трех зол. Три зла в национальных районах: сепаратизм, экстремизм и терроризм. Вот одно из этих зол в настоящий момент и сработало. А о существовании таких террористических организаций в Синьцзяне давно известно. Об этом знали и в центрально-азиатских республиках, об этом знали и в Соединенных Штатах Америки. И представьте себе, что Соединенные Штаты Америки не так давно приняли официально решение о том, чтобы вычеркнуть эту террористическую организацию из списка, потому что ее, вроде бы, не существует больше, которая функционировала в Синьцзяне.

- Вы упомянули Тибет, мы говорили о Синьцзян-Уйгурском автономном округе, а в каких еще провинциях Китая могут возникнуть подобные конфликты, есть ли предпосылки для этого?

- В Китае проживает, если я не ошибаюсь, 96 национальностей. Представляете, помимо ханьцев. Ханьцы – это основная часть Китая, это собственно китайцы, и они образуют большое количество автономных районов, везде они чувствуют справедливость, толерантность, которая проявляется к ним со стороны центральных властей. Везде на первом месте вопросы экономического благосостояния народа. Большое количество китайцев, в том числе национальных меньшинств, которые проживают за рубежом, возвращаются в Китай. Это я собственными глазами наблюдал, когда целые деревни создаются из тех, кто возвращается, и образуют такие поселения, и интересно очень привозят с собой богатый опыт возделывания сельскохозяйственных культур, которых в данной местности вообще не было.

- Но кто больше всего заинтересован в разжигании конфликтов в Китае, вот в таком сепаратизме, кому это наиболее всего выгодно, и смогут ли те же уйгуры самостоятельно распоряжаться своей независимостью?

- Столько в мире существует организаций, которые настроены против тех порядков, которые существуют в Китайской Народной Республике. Трудно их все перечесть, но, во всяком случае, все они делают максимум того, чтобы подорвать единство китайской нации, для того, чтобы расколоть Китай. Вот существует, например, план раскола: Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район, ну, разумеется, Тайвань и Макао. Вот такие планы существуют. А китайские коллеги мне говорили давно, что вот на Западе добились своей главной цели – распада Советского Союза. Следующая цель у этих вот кругов – это распад Китайской Народной Республики. Но мы этого никогда не допустим.

- Игорь Алексеевич, спасибо вам огромное за это интервью.