МКС: путь к станции
С космодрома "Байконур" успешно стартовала ракета "Союз-У". Задача – доставка на МКС российского исследовательского модуля "Поиск". Сейчас модуль уже стал уже частью российского сегмента станции. "Поиск" предназначен не только для научных экспериментов. Это и дополнительный порт для причаливания космических кораблей и шлюз для выхода космонавтов в открытый космос.
Новый исследовательский модуль "Поиск" пристыковался к Международной космической станции. Российская часть орбитального дома увеличилась. Этого ждали несколько лет. Для науки модуль открывает большие возможности.
Дорога от монтажно-испытательного корпуса до стартовой площадки – 10 километров – земной путь к космическим высотам. По давней традиции ровно в 7 утра под покровом темноты ракета с космическим аппаратом отчалила на старт. "Если ракету вывезли в 7 часов утра, то все работы идут по графику, мы все успеваем", – поясняет Николай Заглада, руководитель расчета ЦСКБ "Прогресс".
Не мешает ни снег, ни ветер. Для космического аппарата страшна лишь влажность, а вот минус 10 – вполне комфортно. Ракетчики говорят, что их согревают теплая спецодежда и шутки.
"Лучше семь раз вспотеть, чем один – заиндеветь", – шутит Николай Заглада.
Ракету переводят из горизонтального положения в вертикальное. Такая система – только в России. Она позволяет готовить ракету к пуску быстро и слаженно.
Установить ракету на старт – ювелирная работа. Тот случай, когда большая конструкция нуждается в трепетном отношении и миллиметровой точности.
На "гагаринском старте", а именно так называется эта пусковая площадка, кипит работа. На самый верх, туда, где установлен космический аппарат, можно подняться только на лифте. Подниматься до головного обтекателя особенно приятно, ведь именно в этом лифте находятся космонавты, когда добираются до своего космического корабля.
На высоте почти 40 метров, у самого обтекателя, дорога в космос кажется особенно прекрасной. Работы идут везде – на земле, над землей и даже под землей. На уровне "минус 7" – двигатели ракеты. Становится немного не по себе, когда понимаешь, что 300-тонное изделие – прямо над головой.
Крепится нижний силовой пояс, и ракета будто "подвешивается" на старте. Марина Ракитянская здесь – единственная женщина. Она – контролер. За всеми работами – глаз да глаз. "Лексикон исключительно технический, ничего другого, русский язык чистый, – рассказывает Марина. – Мужчины внимательно относятся, когда перед ними контролер – женщина, поэтому работать в этом плане гораздо удобнее".
Однако и это еще не самая нижняя точка старта. Там внизу – газоход, ещё 50 метров пропасти. "Молва говорит, что при рытье этого котлована было вынуто около миллиона кубометров грунта, – сообщает первый заместитель директора космического центра "Южный" Сергей Карасёв. – Не берусь судить о точности. Но очень похоже".
Сергей Карасев – руководитель старта. Как он шутит, прослужил возле ракеты от лейтенанта до полковника. Теперь здесь же – в гражданском чине. "Нас недаром называют испытателями, – продолжает он. – Сами мы шутим, что испытываем не только технику, но и свои нервы, и нервы близких".
Для испытателей "гагаринского старта" – это 460-й пуск. Но год еще не завершился. Вскоре с этой площадки в космос отправится пилотируемый корабль.