Транспортный налог

Транспортный налог вернули на место

18 ноября 2009 14:05
Совет Федерации отклонил закон, который предусматривал увеличение налоговых ставок в два раза по всем категориям транспортных средств
В среду Совет Федерации отклонил законопроект о двукратном увеличении ставки транспортного налога. Ранее глава верхней палаты парламента Сергей Миронов рекомендовал своим коллегам отклонить документ, одобренный Думой на прошлой неделе. Доработать документ накануне рекомендовал и президент.

В среду Совет Федерации отклонил законопроект о двукратном увеличении ставки транспортного налога. Ранее глава верхней палаты парламента Сергей Миронов рекомендовал своим коллегам отклонить документ, одобренный Думой на прошлой неделе. Доработать документ накануне рекомендовал и президент. Сколько в итоге придется платить водителям и как такие вопросы решаются в других странах?

Транспортному налогу дали задний ход. Депутатам Госдумы, которые в пятницу проголосовали за повышение ставок, рекомендовали передумать. Поправки прожили всего несколько дней. Пересмотреть решение об увеличении транспортного налога рекомендовал президент Дмитрий Медведев. Об этом сообщил руководитель администрации главы государства Сергей Нарышкин.

"Российские граждане, автолюбители, профессиональные ассоциации, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога. С учетом этого обстоятельства и по поручению президента признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение ", – сказал Сергей Нарышкин.

С позицией президента согласен и Совет Федерации, который теперь спустит законопроект обратно в Госдуму для доработки. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал поправки "мощным ударом по сотням тысяч российских семей. Дружно против выступила и думская оппозиция. Представители партий заявили о неприятии новых ставок. К ним присоединился и лидер партии большинства Борис Грызлов: "Есть базовая ставка. Субъект может установить налог меньше базовой ставки, может установить больше базовой ставки. Это уже будет вопрос субъекта. Но мы на федеральном уровне принимаем решение вернуться к прежней базовой ставке".

"Наша фракция, увидев, что нагрузка снята с наших граждан в связи с введением этого налога, будет поддерживать ситуацию с неведением этого налога", – сказал член фракции "Справедливая Россия" Александр Бабаков.

"Надо дать право выбора гражданам. У него небольшой "жигуленок", на котором он ездит на дачу, привезти картошку или еще что-то. Зачем на эту машину нужен транспортный налог?" – спрашивает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Наконец, заместитель председателя Госдумы РФ, лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал следующее: "Партия, которая проголосовала "за" – "Единая Россия" – решила пересмотреть позицию. Это хорошо, что они понимают, что нельзя идти наперекор общественному мнению, которое представлено здесь в Думе другими партиями".

Сейчас в России действуют ставки налога, которые были установлены еще в 2003 году. Поправки в закон, одобренные депутатами, предполагали повышение транспортных сборов вдвое уже со следующего года. За каждую лошадиную силу автомобиля. Если сейчас для машин мощностью до 100 лошадиных сил, она стоит 5 рублей, то с 2010 года она должна была стоить уже 10 рублей. За региональными властями при этом оставалось право уменьшать ставки в десять раз или увеличивать в пять. Таким образом, парламент планировал пополнить прохудившиеся региональные бюджеты. Однако сами регионы повышать транспортный налог не торопились. Одним из первых от повышения ставок отказался Санкт-Петербург.

"Мы сразу проанализировали последствия возможного повышения транспортного налога, мы встретились с ассоциациями перевозчиков и сделали вывод, что это делать нецелесообразно. И мы независимо от решения Госдумы в Санкт-Петербурге на 2010 год транспортный налог не будем повышать", – сказала губернатор Валентина Матвиенко.

Почти с ликованием новость о том, что транспортный налог повышать не будут, восприняли в автомобильных компаниях, которые работают в России. Автоналог сразу повысил бы реальную цену машины.

"В данной экономической ситуации, когда рынок новых автомобилей сократился более чем в два раза по сравнению с прошлым годом, при выборе автомобиля потребители все больше внимания уделяют цене владения. В этой связи повышение транспортного налога могло бы привести к изменению спроса на автомобили или вообще заставить потребителя отказаться от покупки", – считает начальник отдела планирования продаж ООО "Тойота Моторс" Владимир Дмитриев.

"Философия нашей компании заключается в том, чтобы делать автомобили доступными, – говорит Сергей Лепнухов, директор по связям с общественностью General Motors в России и СНГ. – Люди у нас сейчас считают каждую копейку, и радикальное повышение транспортного налога привет к повышению стоимости владения автомобилем".

Вообще собирать сейчас транспортный налог и так не просто. Сложнее всего в Нижегородской области, где задолженность по этому виду сборов составляет около миллиарда рублей. В случае повышения ставок вероятность того, что люди всячески начали бы уклоняться от непомерных поборов, стала бы еще выше. Вот что пишут автомобилисты в Интернете:

- Завернули увеличение транспортного налога в два раза. А я уж было подумал ,то придется от машины избавляться. Ан нет. Жить еще можно. Как-то даже не ожила. Приятный сюрприз.

- Наконец-то общественное мнению услышано. Действительно, почему в условиях кризиса обычные граждане должны платить большие налоги на транспорт?

- Решение о пересмотре ставок транспортного налога – это возобладание здравого смысла над желанием пополнить бюджет за счет рядовых граждан. Думаю, депутаты найдут, где взять деньги.

Пока российские власти обсуждают повышать или нет транспортный налог, иностранные правительства придумывают все новые способы взимания платы с автовладельцев. В Нидерландах, например, с 2012 года вместо дорожного налога и налога на покупку автомобиля вводится плата за расстояние, которое преодолевает водитель за год – за каждый километр несколько евроцентов. Так власти рассчитывают убить сразу двух зайцев: во-первых, автомобилисты будут ездить меньше, а, значит, количество пробок в стране сократится, а, во-вторых, из-за отмены налога на покупку новых автомобилей машины подешевеют примерно на четверть.

В Европе транспортный налог взимается совсем по-другому – он входит в стоимость бензина. Есть хотя бы логика: чем больше ездишь, тем больше тратишь.

Как именно будет выглядеть транспортный налог в России в новом году и что придет на смену заблокированному законопроекту, пока не известно. Коррективы в документ депутатам предстоит внести в довольно сжатые сроки. За новые поправки в закон парламентарии должны проголосовать не позднее этого месяца, чтобы до Нового года они были одобрены и подписаны президентом.