К юбилею Константина Райкина. "Мне важно быть понятым, услышанным"

08 июля 2020 09:37
Константин Райкин
Константин Райкин
Константин Райкин Виктор Сенцов / Russian Look
Константин Райкин
Константин Райкин читает Давида Самойлова
"Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной этой мысли". Константину Аркадьевичу Райкину, который отмечает сегодня свое 70-летие, никогда и не нужно было этого делать: его собственный талант говорил сам за себя. Предлагаем вам узнать много интересного об актере из первых уст и оценить некоторые грани его дарования: смотрите подборку видео ко дню рождения артиста.

Народный артист России, советский и российский актер и режиссер, лауреат Государственных премий РФ и обладатель четырех "Золотых Масок" Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде, окончил физико-математическую школу при ЛГУ и театральное училище имени Щукина. Десять лет служил в театре "Современник", сыграв 38 ролей, в том числе 15 главных. В 1981 перешел в отцовский Театр миниатюр, который через год переехал из Питера в Москву и в 1987 стал Московским театром "Сатирикон". Играл сначала с отцом, а 1985 сделал авторскую сольную программу "Давай, артист!", объездил с ней весь Союз и обрел заслуженную популярность. Через два года, после смерти Аркадия Райкина, Константин принял на себя руководство театром. В кино известность ему принесли роли в фильмах "Много шума из ничего" (1973) и "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), где он сам исполнял все трюки, а также главная роль в музыкальной ленте "Труффальдино из Бергамо" (1976), где его герой запомнился лихими плясками.

На днях хореограф Алла Сигалова, три года в конце 80-х проработавшая у Райкина в "Сатириконе", назвала его танцы "потрясающими, совершенно невероятными", а самого артиста – гениальным. Чуковский понял это, когда Косте было всего 18. "В гостях у меня был гений: Костя Райкин. Это феноменально стройный, изящный юноша с необыкновенно вдумчивым, выразительным лицом, занят — мимикой, создает этюды своим телом. Я сидел очарованный, чувствовал, что в комнате у меня драгоценность. При нем невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу", – написал он в своем дневнике в 1968 году. Видимо, эти слова так часто припоминали Константину, что он даже удивился, когда Дарья Златопольская начала разговор с гостем "Белой студии" с другой цитаты Корнея Ивановича. В программе часто поднимают темы воспитания и выбора ориентиров для молодого поколения творческих людей, а ведь профессор Райкин – педагог и наставник: в 2001 году стал руководителем курса в Школе-студии МХАТ, а в 2012-м создал свою частную Высшую школу сценических искусств. Почему он не любит театральные премьеры? Чего больше в служении театру – божественного или дьявольского, – и как оно влияет на человека? Что восхищает его и что вызывает ненависть в живом взаимодействии со зрителями? И что он считает главным качеством артиста и свидетельством наличия дарования? Об этом и многом другом – в интервью артиста.

Несмотря на колоссальный опыт и признание зрителей и коллег, Райкин говорит: "Актерское дело непознаваемое. Тот, кто думает, что он этому научился, дурак. Никто не знает досконально, как это. Сколько бы я ни преподавал, считаю себя учеником". И не скрывает, что иногда учится и у собственных студентов. В то же время сам рано записанный в гении актер, приглашенный выступить на детском творческом конкурсе "Синяя птица", прочитал там замечательное и малоизвестное стихотворение Давида Самойлова "Малолеток" – предупреждение тем, кто пытается собрать урожай славы с первых хрупких ростков таланта, не дожидаясь, пока они окрепнут и докажут свою неслучайность. А может быть, актер еще и узнал себя в первых строках: "Он был довольно хлипок, большеглаз И лопоух. Не избегал проказ"… Хотя хлипким Костя был вряд ли: он серьезно занимался спортивной гимнастикой...

В субботу, 11 апреля, Райкин принял участие в концерте-марафоне "МЫ ВМЕСТЕ" в прямом эфире телеканала "Россия 1". На исторической сцене Большого театра перед абсолютно пустым зрительным залом выступили десятки артистов. Таким образом они выразили огромную благодарность российским врачам, которые в условиях пандемии коронавируса бесстрашно сражаются за жизни пациентов, волонтерам, взявшим на себя заботу о людях из группы риска, а также всем, кто должен по долгу службы выходить на работу, чтобы жизнь в наших городах продолжалась. Константин снова выбрал для выступления текст Давида Самойлова – "Дописывая этот стих", – строки которого прозвучали в его исполнении мощно и жизнеутверждающе.

"Слава и популярность меня мало интересуют. Но мне важно быть понятым, услышанным. Я боюсь, что я окажусь на фиг никому не нужен с моими болями. Я хочу вызывать у людей интерес, а не равнодушие", – говорит Константин Райкин. Именно поэтому для своих кинопроектов он зачастую выбирает фильмы-размышления. Его драматический дар и мастерство перевоплощения восхищают зрителей в притче "Тень, или Может быть, все обойдется" (1990) по пьесе Евгения Шварца. Музыкальный фильм "Остров погибших ораблей" (1987) только на первый взгляд – чистое развлечение, но и в этой фантасмагории есть подтекст. Снявший ее режиссер Евгений Гинзбург через несколько лет пригласил Райкина в другой свой фильм – "Простодушный" совместного производства России, США и Франции. И снова – музыкальная комедия, но по... Вольтеру. Юноша, воспитанный племенем индейцев, попадает во Францию XVII. Жители городка, где он поселился, стремятся "цивилизовать" дикаря. И оказывается, что цивилизация — это сплошное лицемерие, а в культурной Франции царит такая дикость, которая простодушным краснокожим и не снилась. Райкин играет роль священника, а его партнерами стали Сергей Маховиков, Лариса Шахворостова, Лариса Голубкина, Армен Джигарханян, Николай Караченцов, Зиновий Гердт, Михаил Кокшенов, Александр Ширвиндт, Леонид Куравлев, Мамука Кикалейшвили и Кахи Кавсадзе.