Анатолий Папанов: актер, который стеснялся своей славы
О театре Анатолий Папанов мечтал с самого детства. Семья жила скромно, поэтому еще подростком Анатолий пошел работать литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Но тяга к искусству не оставляла его, и в свободное от работы время юноша участвовал в самодеятельности и снимался в массовках. После окончания ГИТИСа Папанов играл в Клайпедском русском драматическом театре, а в 1948 году стал артистом Театра Сатиры, где прослужил почти 40 лет. Его первой большой работой стала роль Боксера в постановке 1959 года "Дамоклов меч". Посмотреть на Папанова в этом спектакле приходила вся Москва.
Каждая роль актера расходилась на цитаты, а фильмы с его участием стали настоящей классикой советского кино: "Приходите завтра…", "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука", "Дети Дон Кихота", "Белорусский вокзал", "Двенадцать стульев". Публика Папанова просто обожала, для зрителя каждый его герой был родным и понятным, но в обычной жизни это был совершенно другой человек. Близких друзей у актера было немного, все свое время он посвящал семье и работе. И совершенно не стремился быть публичным. 5 августа 1987 года Папанов ушел из жизни, в нашей подборке – фильмы и программы телеканала "Россия 1", посвященные артисту.
За всю актерскую биографию у Анатолия Папанова было всего лишь несколько ролей, близких ему: Серпилин в "Живых и мертвых", Дубинский в "Белорусском вокзале", Копалыч в "Холодном лете пятьдесят третьего…". Но большинство зрителей помнят актера как Лелика из "Бриллиантовой руки". Мало кто знает, но Папанов очень не хотел играть этого персонажа. Уговорить актера на эту роль смог только его старый приятель Леонид Гайдай. Артист не любил роли, за которые его обожал народ. Он стеснялся своей популярности, что было странным для человека его профессии. Только в фильмах о войне бывший фронтовик Папанов был самим собой. Человеком, который, несмотря на все свои звания и почести, так и остался там, на войне.
Фильм "Неоконченная война Анатолия Папанова" рассказывает о настоящем Папанове, каким помнили его однокурсники и близкие люди. Не о лауреате Государственных премий и народном артисте, а о пареньке в линялой гимнастерке, который когда-то пришел на экзамен в ГИТИС. В институте он познакомился и со своей будущей женой, актрисой Надеждой Каратаевой. Папанов выделялся на фоне остальных студентов. Он был самым взрослым и ходил с палочкой, потому что во время бомбежки его ранило в ногу. В госпитале в Буйнакске операции делали под музыку: анестезии не хватало, вот и заводили "Валенки" в исполнении Лидии Руслановой. С тех пор Папанов и полюбил эту песню. Ему казалось, что это она сохранила ему ногу: удалили только два пальца. Хромой и с палочкой, но на своих двоих Анатолий вернулся в Москву. Спустя много лет уже немолодой артист на съемках фильма "Одиножды один" исполнял сложные танцевальные номера. И никто даже не заподозрил, что у него практически отсутствует половина ступни.
"Холодное лето пятьдесят третьего…" – последний фильм, в котором сыграл великий Анатолий Папанов. Он вернулся в Москву со съемок, планировал уладить все дела и отправиться в Ригу, где на тот момент находился с гастролями Театр Сатиры. Но жаркое лето 1987-го стало для Папанова роковым. 5 августа народного артиста нашли в его квартире – через несколько дней после смерти. По Москве сразу же поползли самые разные слухи: многие считали, что его смерть неслучайна. Из квартиры якобы пропала крупная сумма денег – девять тысяч рублей, гонорар за съемки в фильме. Деньги не нашли, и тайна их исчезновения не разгадана до сих пор. Что же произошло в тот злополучный день? О жизни и обстоятельствах смерти артиста рассказали его родные и близкие в программе "Прямой эфир".