Взрыв в порту Бейрута

Груз селитры в порт Бейрута привез бизнесмен из Хабаровска

06 августа 2020 01:00
Русский след нашелся там, где его, пожалуй, никто не ждал. Сразу несколько отечественных и зарубежных СМИ сообщили, что к чудовищному разрушительному взрыву в Бейруте может быть косвенно причастен человек с российским гражданством.

Русский след нашелся там, где его, пожалуй, никто не ждал. Сразу несколько отечественных и зарубежных СМИ сообщили, что к чудовищному разрушительному взрыву в Бейруте может быть косвенно причастен человек с российским гражданством.

А конкретно – Игорь Гречушкин. Некий предприниматель родом из Хабаровска. Именно ему, как утверждается, ранее принадлежал молдавский сухогруз Rhosus – тот самый, с борта которого в столице Ливана несколько лет назад сняли почти три тысячи тонн взрывоопасной аммиачной селитры.

История длинная и довольно запутанная. Началась еще в 2013 году: тогда пресловутое судно перевозило химикаты из грузинского Батуми в южноафриканский Мозамбик. Однако по определенным причинам – скорее всего, из-за поломки – вынужденно пришвартовалось в бейрутском порту.

Оно оказалось фактически арестовано за нарушение транспортных условий – вместе с грузом и экипажем. Соответственно, теперь возникло множество вопросов. От того, каким образом вся эта ситуация спустя годы привела к жуткой катастрофе, до роли в случившемся непосредственно россиянина Гречушкина.

Судно – аварийное. Команда – без зарплаты. Груз – опасный, а судовладелец только кормит обещаниями. Один из моряков по имени Семен Николенко, который ходил на Rhosus семь лет назад, рассказал про свой первый рейс.

"Это был мой первый контракт. Опыт был печальный. Состояние судна было, мягко говоря, не очень. Менеджмент судна тоже, – говорит моряк. – Постоянные задержки зарплат были. Частые проверки в европейских портах, постоянно были какие-то замечания. Аресты происходили. Но это все заминалось при помощи дачи взятки местным властям, и судно продолжало работать".

Rhosus шел из Батуми в Мозамбик. Семен Николенко был в экипаже, который взял на борт селитру – ту самую, взрыв которой на днях разнес пол-Бейрута. Но в Ливан ее доставляла другая команда.

"Мы брали эту селитру в Батуми, в Босфоре нас поменяли, и, по-моему, судно пошло в Севилью, это Испания. В Севилье их арестовали, – рассказал он. – Их заставили поставить аварийный дизель-генератор, поскольку только одна из энергетических установок работала, что не соответствует требованиям регистра – и потом они с Испании пошли в Бейрут… Какой груз они повезли в Бейрут – я понятия не имею. Но я слышал, что груз находился опасный, поэтому минимум экипажа должно было оставаться на борту".

В Бейруте Rhosus снова арестовали – то ли из-за ветхости судна, то ли за неуплату налогового сбора. И уже не отпустили в море. Владелец Rhosus, уроженец Хабаровска Игорь Гречушкин, отказался от судна и бросил команду на произвол судьбы.

"У него, естественно, не было средств, поскольку он был банкрот, – отмечает Михаил Ненашев, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), капитан первого ранга. – В этом случае по всем существующим процедурам это судно выставляется на торги – и от продажи этого судна в первую очередь выплачиваются долги экипажу, потом оплачиваются все портовые сборы".

Гречушкин никому ничего не выплатил. Шесть моряков ливанцы отпустили. А капитан, два механика и боцман остались на борту. Селитру разместили на складе на берегу. Только через год моряков вернул на Украину Фонд помощи морякам в Одессе. "Сначала вообще не было понятно, – говорит журналист из Одессы Юрий Ткачев. – Ну, известно, что какое-то количество граждан Украины… кто, откуда, из каких регионов? Выясняли это… Выясняли вообще, за что их задержали… Со временем этот вопрос был более или менее урегулирован".

А вот с Гречушкиным неясно. Он сейчас на Кипре. Это не только остров офшоров. Там легко скрыться от уголовного преследования, даже международного.

"Власти этой страны выдают подозреваемых не непосредственно сразу Интерполу, а сначала кипрскому суду, – рассказывает Павел Фельдман, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН. – Судебная система устроена таким образом, что создать и представить суду внятную доказательную базу виновности преступника практически невозможно при наличии мало-мальски талантливого адвоката. Так что Гречушкин, вероятно, сбежал именно на Кипр, прекрасно зная, что у него есть темные пятна в биографии".

Rhosus ходил под молдавским флагом. Таких судовладельцев, как Гречушкин, много, говорят в Общероссийском движении поддержки флота. А законодательной управы на них пока нет. "Этот уголовник-судовладелец, по другому его не охарактеризуешь, должен был давно ответить, – считает Михаил Ненашев, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), капитан первого ранга. – И те страны, в частности, Кипр, как страна-резидент, а Молдавия, как страна, которая выдала право на то, чтобы это судно имело флаг, – должны были давно заставить его отвечать!"

Гречушкин уже объявлен в розыск на Кипре. Но пока его даже права хозяйственной деятельности на море никто не лишил. Хотя мошенник нарушил все действующие правила.

Ведь именно застрявший в Бейруте Rhosus стал первым звеном в цепи ошибок, которые привели к трагедии в ливанской столице.