В Музее им. Андрея Рублева представили паломнические реликвии

11 августа 2020 11:14
В новой экспозиции - предметы, которые русские паломники привозили из святых мест. Это иконы, графика и произведения декоративно-прикладного искусства.

В Музее Андрея Рублева представили паломнические реликвии. В новой экспозиции - предметы, которые русские паломники привозили из святых мест. Это иконы, графика и произведения декоративно-прикладного искусства.

Иконы из перламутра создавали в Вифлееме. Перламутр считался священным материалом, сложным в обработке. Как говорят кураторы выставки, занимались изготовлением таких икон в основном православные арабы.

«Цельная раковина как экран для лампады, то есть если сзади в лампаде зажигался свет, то раковина была полупрозрачная, и изображение светилось, как живым казалось. Это уникальная лампада с экраном», - объяснила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Светлана Гнутова.

Все, что находилось на святой земле, считалось священным. Паломники старались увезти с собой частичку этой святыни, а потому иконы писали даже на черепах рыб, в данном случае сомов.

«Паломники всего мира стремились в Святую Землю именно потому что они хотели попасть в те места, где ходил Спаситель, где жила Божия Матерь, и там все оживало, и время спрессовывалось, и паломники оказывались как будто в I веке по своим ощущениям», - говорит Светлана Гнутова.

На выставке можно увидеть памятники, созданные монахами горы Афон из разных пород деревьев, преимущественно из палисандра, ореха, кипариса. Этим мастерством владели в разных монастырях Афона, но самым знаменитым был Хиландар. Он расположен в северо-восточной стороне полуострова.

«В XVII веке патриарх Никон заказывал такие кресты, чтобы ему с Афона привозили подобные вещи, и такие кресты вставлены в Кийский чудотворный крест, который находится в храме Сергия в Крапивниках», - добавила Светлана Гнутова. 

Чуть позже, в XVIII -XIX веках, афонской резьбе стали подражать в Киево-Печерской лавре, она считалась наиболее миниатюрной и виртуозной. В Троице-Сергиевой лавре создавали такие композиции в бутылках.

«Это, действительно, было единственное место, где резчики этим занимались. Это Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. То есть этот феномен известен только там. Через узкое горлышко тонкими пинцетами составить такую достаточно большую композицию было очень непросто», - объясняет начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева Жанна Белик. 

Всего здесь - более 100 памятников, созданных в период с XVII по XX век. Это произведения декоративно-прикладного-искусства, иконописи и графики из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций.

Ольга Енина

Новости культуры