А ей всегда чего-то не хватало… Солнечная актриса Наталья Гундарева

28 августа 2020 10:00
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева в фильме "Сладкая женщина" GLP
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева в фильме "Уходя - уходи" GLP
Мало кого из наших актрис публика любила так, как Наталью Гундареву. Артистка была своя, народная по сути, а не только по официальному званию: ее роли в "Сладкой женщине", "Одиноким предоставляется общежитие", "Осеннем марафоне" – про всех и каждую из нас. Ее любили все – коллеги, друзья, поклонники. Все, кроме нее самой… В день рождения безвременно ушедшей актрисы смотрите посвященные ей программы телеканала "Россия 1".

Талантливая, любимая всеми, востребованная – она боялась постареть, остаться одной и никому не нужной. Называла себя пустым сосудом, находилась в постоянном поиске своего предназначения и смысла жизни и была вечно недовольна собой. По-настоящему счастливой она выглядела – или была? – только на сцене и на экране. А в жизни лучились ли таким счастьем глаза артистки, подарившей нам "Сладкую женщину", "Одиноким предоставляется общежитие", "Осенний марафон" – фильмы про всех и каждую из нас, нашу суетную, нелепую жизнь? По собственному признанию Натальи Гундаревой, она даже плакать себе в трудные минуты не позволяла – берегла слезы для своих героинь. В день рождения безвременно ушедшей актрисы смотрите посвященные ей программы телеканала "Россия 1".

Гундарева родилась в семье инженеров, которые очень любили театр, но хотели, чтобы дочь пошла по их стопам. Она и пошла – работала чертежницей, делала большие успехи. Попутно ходила в театр Юного москвича. Поступать в Щукинское ее уговорил приятель – Виктор Павлов. А в театре Маяковского она сразу стала любимицей Гончарова. На нее – наверное, единственную, – он никогда не кричал.

Работу в кино она начала, удивительно органично сыграв двух деревенских девиц – в "Осени" и "Здравствуй и прощай", хотя в деревне… никогда не была! Она всегда и всюду вела себя как старшая, главная, уполномоченная – командовать, решать вопросы, улаживать проблемы. И всем казалось, что она имеет на это право. Она могла быть очень резкой, но всегда говорила и поступала "по правде". Такой она была в жизни, таким два года была депутатом Госдумы… Со временем стала в театре примой – без фанаберий, зазнайства и премьерства. Она "держала" спектакль и могла за ошибки в реплике устроить за кулисами разнос с виртуозным применением "народной лексики". Но всегда – по делу. И без отрыва от "театрального производства" сыграла более 80 ролей в кино и на телевидении.

В каком спектакле Гундарева заменила Татьяну Доронину, навсегда испортив этим отношения звезды "Маяковки" с ее главрежем? Как в киноэкспедиции не дала умереть с голоду Алле Демидовой, которую обхамили в столовой, а на театральных гастролях кормила домашней едой всю труппу? Как плавала в бассейне в купальнике миниатюрной Евгении Симоновой и что из этого получилось? Почему в последние годы в театре у нее не было новых ролей и как она это переживала? В 2001-м она едва не умерла на сцене в "Любовном напитке": как она доиграла спектакль? Обо всем этом – в программе Виталия Вульфа "Мой серебряный шар". Она была записана, когда Гундарева уже болела, но труппа и зрители жили надеждой и ожиданием того, что актриса вернется на подмостки...

Этому не суждено было случиться: Наталья умерла в 56 лет. В больнице, придя в себя после комы, она посмотрела в зеркало и прошептала: "Все зря, все зря". Актриса снималась нон-стоп, играла главные роли в театре, но не принимала себя и до самой смерти пыталась изменить: гналась за 48-м размером, делала пластические операции, после которых ее не узнавали даже друзья, шептались: "Зачем?". Неужели стремление к собственному идеалу стоило ей здоровья? Неужели сама жизнь была ценой за возвращенную молодость? Об этом в программе Бориса Корчевникова "Прямой эфир" к 65-летию со дня рождения актрисы рассуждают ее друзья: Александр Розенбаум ("Я всегда расстраиваюсь, когда люди борются с природой своей, с генетикой. Это никогда до добра не доводит – я вам как доктор говорю"), актриса Наталья Дрожжина (они с Наташей на пару пытались худеть еще студентками "Щуки"), Наталья Крачковская (ей Гундарева худеть запрещала), врач-диетолог Алексей Ковальков ("Все артисты того поколения прошли через тайские таблетки")…

Что восхищало в коллеге Римму Маркову и Леонида Якубовича? Какие сценарии Аркадий Инин писал специально под Гундареву? Как Александр Панкратов-Черный лишил Наталью роли в "Сибириаде" (ее сыграла Андрейченко), и как "отомстила" ему актриса? Как Гундарева общалась с чиновниками в зависимости от их возраста? Из-за чего комплексовал Борислав Брондуков, когда его утвердили на роль любовного интереса Гундаревой? Почему актриса, сыгравшая самую плодовитую мать нашего кино, сама осталась бездетной? Чего искала уже больная Наталья в своем "хождении за три моря" – поездке в индийский ашрам? Смотрите выпуск "Жизнь в поисках любви: осенний марафон Наталии Гундаревой".

Через пять лет Корчевников в программе "Далекие близкие" взглянул на тему физической трансформации Гундаревой под другим углом. Что если сделать пластику и похудеть на 20 килограммов она решила не потому, что ее полнотелый типаж вышел из кино- и театральной моды, и не для откровенной сцены в сериале "Ростов-папа", а для того, чтобы продолжать нравиться мужчинам? Но понимали ли те, кто был рядом с ней, какое счастье им досталось? О мужчинах в жизни Натальи Гундаревой рассказали ее друзьяТатьяна Васильева и Станислав Садальский. Актриса уверена, что среди возлюбленных Гундаревой достойных ее не было, она просто всех их идеализировала. И каждому отдавала сразу все: себя, свою любовь, свою заботу, даже опеку. А вот Садальский уверен: "С Серегой она была счастлива".

"Серега" – это Сергей Насибов, звезда фильма "Школьный вальс". В студии программы он рассказал, как они поссорились вскоре после знакомства и перестали разговаривать, что вновь сделало их друзьями, как он мирил ее со вторым мужем, а помирив, увел – сначала гулять по улицам, а потом насовсем. Почему они не оформили свои отношения? Почему даже не пытались завести ребенка? И какую роль в жизни актрисы играла ее… дача? Из выпуска вы узнаете также, какие отношения связывали Гундареву с Гончаровым, правда ли, что Наталья стала полновластной царицей "Маяковки", подравшись с Дорониной, почему третий муж сделал ей предложение только после смерти генсека ЦК КПСС Андропова и что думает о последних годах жизни актрисы и произошедших с ней метаморфозах Сергей Никоненко.

И, конечно, насыщенной личной жизнью Натальи Гундаревой не мог не заинтересоваться Андрей Малахов. В канун 70-летия со дня рождения актрисы он посвятил ей выпуск программы "Привет, Андрей!". Официально ее героиня была замужем трижды. Знаменитый режиссер Леонид Хейфец позвал ее к себе на "Обрыв", а сразу после съемок телеспектакля женился. Второй брак – это "Леди Макбет Мценского уезда" и партнер по сцене Владимир Корешков, который ради Гундаревой развелся с Натальей Хорохориной. Последним мужем стал народный артист России Михаил Филиппов, которого актриса тоже увела из семьи: они прожили 20 лет, пока их не разлучила смерть. "Внебрачный" Насибов – а Гундарева не раз признавалась друзьям, что никого не любила так, как его – появился и в этой студии, специально прилетев в Москву из Америки. В свое время к Гундаревой он ушел, бросив Екатерину Дурову, что очень расстроило ее отца, Льва Дурова, а после разрыва с Натальей поехал в США по приглашению, там женился и остался.

А вот актер Александр Михайлов чарам партнерши по "общежитию" не поддался, но их "поженила" молва и еще долго приглашали на встречи со зрителями как семейную пару. Людмила Зайцева рассказала, как поспособствовала первым шагам Гундаревой в кино, предложив ее на роль буфетчицы в фильм, где была звездой. Тамара Семина выразила уверенность, что именно ненужные операции свели Наталью Георгиевну в могилу. Валентин Гафт вспомнил, как на студенческом дне рождения они вместе бегали за водкой, а позже сыграли вместе в семи картинах: "Она была великим человеком, интереснейшей артисткой. Она заставляла на себя смотреть, потому что обнаруживала живые вещи в своей роли и в людях. Это живопись, это музыка, это интонации, это секрет, это тайна, от которой нельзя оторваться!"