Театр в смартфоне: режиссёр Максим Диденко готовит спектакль «Убегающая Аталанта»

03 сентября 2020 21:26
Постановку можно увидеть на улицах Москвы через камеру смартфона, с помощью технологии дополненной реальности.


В «Метафизическое путешествие» предлагает отправиться режиссёр Максим Диденко. В сентябре он выпускает спектакль «Убегающая Аталанта». Постановку можно увидеть на улицах Москвы через камеру смартфона, с помощью технологии дополненной реальности.

Это фрагмент первого в мире спектакля в дополненной реальности. На экране — реальный город и... виртуальные объекты, внедренные разработчиками проекта.

Для просмотра спектакля «Убегающая Аталанта» понадобятся мобильный телефон и наушники. Нужно загрузить специальное приложение и следовать по маршруту.

Режиссер Максим Диденко и драматург Евгений Мандельштам заглядывают в запертый двор, чтобы решить, можно ли, несмотря на ворота и замок, разместить там арт-объект. Конечно, проникать за ограду не собираются. Речь про добавление цифрового образа.

«Мы воздействуем на зрителя несколькими способами. Он как бы физически находится внутри пространства города. В наушниках он слышит определенные какие-то голоса и некую такую метафизическую информацию. При помощи телефона он видит скрытые здесь объекты», — рассказал режиссёр Максим Диденко.

Литературная основа спектакля — алхимический трактат XVII века «Убегающая Аталанта» розенкрейцера Михаэля Маэра. Гравюры, текст и музыка. Создатели проекта считают, эта книга — первое в истории культуры мультимедийное высказывание.

Создатели проекта признают, слово «спектакль» не точное, но подходящего термина пока не придумано. Тут соединилось много форм. Экскурсия, спектакль-погружение, инсталляция, хореография, оркестровая музыка, видеоигры. В дополненной реальности разместят и образы реальных танцовщиков, их оцифровали с помощью технологии захвата движения, которую часто используют в кино.

«Как первопроходцы как бы использовали эту технологию для того, чтобы интегрировать две эти технические части. Потому что в дополненной реальности, по-моему, кроме нас еще не было прецедентов использования технологии mo-cap», — объяснил видеохудожник Илья Старилов.

Авторы спектакля все время переключают внимание зрителя между двумя реальностями — экран и город.

Евгений Мандельштам, драматург: «Мы все время его держим на грани. Это для нас было очень важно, все время выдерживать эту грань. Ты вроде бы все еще со своим смартфоном, он тебя ведет, он твой проводник. Такой Виргилий. Но все искусство вписано в ландшафт».

Разрабатывая маршрут, создатели спектакля ходили по восемь часов в день. Все для того, чтобы на знакомых улицах отыскать особенные уголки.

«Это удивительное место, в этом самом Хохловском переулке, которое все местные знают. Такой разлом, такая нестыковочка. И ты заглядываешь как будто немного за кулисы. Мы искали такой разлом», — поделился Евгений Мандельштам.

После московской премьеры спектакль планируют показывать в европейских столицах и многих городах России. Команда технических разработчиков создала платформу, с помощью которой спектакль можно будет посмотреть в любой точке мира.

«Две модели запуска. Одна модель проработанная, когда мы выезжаем в город и изучаем контекст, конъюнктуру города и адаптируем для города спектакль. Второй — автоматический. То есть анализом, с помощью математических моделей, будет анализироваться карты города, смотреться, как можно построить маршрут. И этот вариант, он более сложный с точки зрения технологической. Но он позволит масштабироваться на намного большее число городов», — рассказал разработчик приложения Мик Вайсман.

Идея средневекового трактата «Убегающая Аталанта» в том, что искусство способно преобразить человека. Создатели спектакля стремились передать алхимический опыт пробуждения души. С помощью смартфона.


Яна Музыка
 Новости культуры