Владимир Шевельков: "В этой истории все не так, как кажется сначала"

02 октября 2020 13:39
На "России 1" продолжается премьерный показ остросюжетной детективной драмы "Спасская". Главная героиня – следователь сочинского уголовного розыска, молодая красивая женщина Анна Спасская. Они с мужем-бизнесменом выглядят счастливой парой, а вот отношения с новым сотрудником Андреем Ильиным у Анны явно не задаются. О замысле сериала, его героях и сверхзадаче телеканалу рассказал режиссер Владимир Шевельков.

На "России 1" продолжается премьерный показ остросюжетной детективной драмы "Спасская". Главная героиня – майор юстиции, 34-летняя современная молодая красивая женщина Анна Спасская (Карина Андоленко). У Анны есть муж – состоятельный бизнесмен Олег (Роман Маякин), – и со стороны они выглядят счастливой парой, но на самом деле Анна "замужем" за своей работой следователя сочинского уголовного розыска. Отношения с новым сотрудником Андреем Ильиным (Илья Носков) у Спасской сначала не задаются, но в конце концов он становится хорошим напарником, потому что тоже "женат" на профессии, и это стоило ему семьи... О замысле сериала, его героях и сверхзадаче телеканалу рассказал режиссер Владимир Шевельков.

- Такие детективные истории всегда выстреливают, зрители любят их, смотрят. Вы работали и в "Тайнах следствия", и в "Операх", и сейчас снова взялись за историю в этом жанре. Почему? Вам самим интересен этот жанр или вы понимаете, что это интересно людям?

- Не знаю, может быть, потому, что эти истории находятся на пересечении личного и общественного, на пересечении детектива и мелодрамы. Есть какая-то степень жесткости, есть какая-то степень мягкости. Есть за чем последить по сюжету, и есть за кого переживать. Наверное, поэтому. Может быть, этот жанр уже приходит к концу – посмотрим. Возможно, пора уже снимать фильмы и о простых людях – трактористах, монтерах, шахтерах.

- О женщине-следователе почему-то всегда интересно! Эта ваша героиня – Анна Спасская – она какая?

- Прежде всего, что мне показалось интересным здесь, так это то, что она не идеальная, что героиня имеет свои слабости, свои трудности, она делает свои ошибки – она изначально не идеальна. Она неправильно ведет себя... Это не идеальная женщина, хотя выглядит она идеально. Это идеальная семья вроде снаружи, это идеальный напарник вроде снаружи, все вроде бы – лучше не бывает! Но самое главное, что мне нравится в этой истории, – это все-таки то, что все не так, как кажется сначала. Плюс – на женщин смотреть приятнее.

Может быть, зритель привык к такому жанру, что женщина-следователь – симпатичная, умная. Может быть, нам этого не хватает. Мужская жизнь – она понятна, с ней все ясно. А женская – вроде как... Если у нас посмотреть фильмы, которые снимались о каких-то женских тайнах, то в нашем кино – один-два фильма. Я считаю, что у нас недораскрыта тема женщины. И вообще я считаю, что женские истории, вообще женская жизнь, женские тайны – это в принципе такая неразвитая тема, тема, в которой еще очень и очень можно копаться.

- И вы этим занимаетесь, в частности?

- Отчасти да! Потому что, если бы она была просто следователь, просто бы работала, как мужик, – это одно. А оттого, что она делает ошибки, делает свой выбор, существует согласно своим чувствам и согласно своим глупостям… Это так важно, на мой взгляд, так важно мужчинам и женщинам понимать друг друга!

- Расскажите, пожалуйста, о концепции проекта и его детективной составляющей.

- Существует некий пул главных героев, которые связаны между собой, и их истории развиваются, как это называется в телевизионном сериальном кино, по горизонтали: они в этой горизонтали живут – женятся, ругаются. А детектив развивается по вертикали: будут расследования разных дел – это уголовные преступления, это жесткие истории – и женские, и мужские, и предательство, и убийства, и все что угодно. Главное, что они расследуются женщиной и мужчиной, которые очень похожи между собой, но которые всегда находятся внутри конфликта. То есть они в горизонтали в конфликте, а в вертикали – вместе.

- Но все случаи, которые они расследуют, – это больше именно "чернуха"?

- Нет, почему? Во-первых, мы не показываем ничего такого страшного, хотя у нас страшное что-то происходит. Мы понимаем: зачем показывать то, что можно не показывать, что можно представить. А истории очень разные: есть и кражи, и обманы, и аферы – много всякого происходит. Но дело не в этом! Дело в том, как к этому относиться нам, как авторам. Мы, авторы, предлагаем какую-то гармонию даже в этом тяжелом деле, какую-то любовь даже в этом тяжелом деле.

- Если порассуждать, из-за чего зрители любят этот жанр? Может, из-за того, что "работа-дом", и им скучно, хочется эмоций? И почему именно детектив на стыке мелодрамы так популярен? Хочется героям сопереживать?

- Мне кажется, что сопереживать – это действительно актуально. Жалко, что приходится сопереживать какому-то набору достаточно однотипных героев, это расстраивает. Но в данном случае мы делаем историю про женщину-следователя. Да, может быть, это такая типичная история. Ну, а кому сопереживать, если не женщине, молодой и красивой? Ну, кому? Лютым мужикам пьющим?

- А любовь там будет?

- Есть там – не то что любовь, там есть намеки на любовь. Есть вообще проблема, как работать в органах и сохранять семью? Кто должен идти навстречу, потому что это работа творческая, работа увлеченная, работа опасная, работа нервная, работа суровая. И как здесь сохранить семью и чувства, где найти баланс между увлеченностью работой и возвращением в семью, созданием в ней гармонии. И поиск такого баланса – проблема не только в милицейской среде – это вообще проблема сохранения семьи в творческом процессе, потому что уголовный розыск – это творческий процесс.

- Интересно, что вы называете это творческим процессом!

- А как же?! Надо же сесть, додуматься, понять, выстроить логику того или того героя, придумать механизм, как выхватывать события, улики, как оценивать их, как их складывать. В этом же все искусство сыщика, который может из каких-то косвенных деталей раз – и собрать картинку! Вдруг: ага, тут есть последовательность! Да, приходят новые гаджеты, приходят какие-то камеры, еще что-то, но все равно логика – человеческая.

- Дедукцию никто не отменял?

- Дедукция – не дедукция, но, во всяком случае, как был Шерлок Холмс самым крутым, так он и остался, по крайней мере, пока. Что тут поделаешь? Тайна мысли: как люди делают выводы? На этом, на мой взгляд, построена основная масса детективов. Кто-то догадывается о том, как все происходило. Какая мысль была внутри человека, который уходил от сыщика, и какая – у сыщика, который следовал за ним… У Анны Спасской есть свой метод, и у ее партнера Андрея Ильина тоже есть свой метод, и у их помощника. У них у всех есть свои методы, и каждый со своим методом движется к поставленной цели – как жизнь сделать гармоничной, как защитить людей.

- А есть такой момент, что зритель как будто тоже роль следователя играет? Чтобы он сам гадал: что там, как там? Вы хотите добиться, чтобы зритель был вовлечен?

- Вообще детектив на этом построен, я надеюсь. Где-то зритель умнее детективов, где-то – наоборот… Мы надеемся, что это будет интересно, иначе зачем это делать? Мы надеемся, что это увлечет и отвлечет людей от какой-то серости, обыденности, постараемся занять их время.

Смотрите сериал "Спасская" на телеканале "Россия 1" по будням в 21:20.