Проект по развитию территории ТЭЦ Трехгорной мануфактуры вызвал споры

30 сентября 2020 20:38
Строительные леса на Краснопресненской набережной пока не возводят, но проект по развитию территории ТЭЦ Трехгорной мануфактуры уже вызывает немало вопросов и споров.

Строительные леса на Краснопресненской набережной пока не возводят, но проект по развитию территории ТЭЦ Трехгорной мануфактуры уже вызывает немало вопросов и споров. Репортаж - Ксении Егоровой.

Старейшая московская теплоэлектростанция сегодня - за колючей проволокой и явно переживает не лучшие времена. Главный корпус с круглой водоочистительной башней архитектора Моисея Бабицкого построен сто лет назад, чтобы снабжать производство Трехгорной мануфактуры. Еще в 30-е из фабричной станция стала районной. Для обеспечения новых мощностей понадобился и новый корпус котельной с этими выдающимися трубами. Его и воплотили уже в 70-е в таком конструктивистском стиле. К 2012 ТЭЦ была окончательно выведена из эксплуатации и опустела. В 2014 территория отошла строительной компании «Ташир». Она же заказывала экспертизу, согласно которой в охранную зону вошли несколько корпусов, но не все. Территория будущей застройки была согласована с Департаментами строительства и градостроительной политики Москвы.

«У нас объектами культурного наследия является главный корпус, а также выходящие на Краснопресненскую набережную низкие корпуса - это дробильное отделение и разгрузочный корпус для угля. Значит они полностью свой фасад, свой объем сохранят без изменений. Остальная застройка, она, действительно, более поздняя. Она чисто утилитарная застройка. Это, вот, там есть водонапорная котельная, они будут демонтированы», - рассказал руководитель отдела перспективного планирования группы компаний «Ташир» Эмиль Петросян.

С такой позицией не согласны градозащитники. Настаивают, ТЭЦ и Трехгорка - единый архитектурно-промышленный ансамбль, нарушать который не стоит. Ведь панорама набережной Москва-реки и трубы котельной 70-х уже устоявшаяся часть московского пейзажа. 

«Это такой корабль, плывущий в светлое будущее. А если мы представим себе, что здесь планирует построить «Ташир», то есть, он снесет пиковую котельную и впритык к электростанции, объекту наследия, он пристроит просто такой параллелепипед. Неважно даже, как он будет декорирован, не важно, что там будет на фасаде. В любом случае это будет корабль, упершийся в просто стенку, как корабли, которые дожидаются утилизации, когда их распилят на металлолом», - отметил координатор общественного движения «Архнадзор» Игорь Шихов. 

Теперь по замыслу собственника на Краснопресненской набережной должны появится два новых здания по проекту архитектора Ильи Уткина: с апартаментами, магазинами, студиями. Один корпус вырастет вместо котельной с трубами, высота другого - более 70 метров. 

«Я вставил вот такой корпус, корпус апартаментов. По стилю, как бы продолжение ансамбля. Здесь тоже может уже, практически не загораживая историческую часть, встать еще и вертикальная композиция», - объяснил он. 

Доступ к Трехгорке и объекту культурного наследия - главному корпусу с башней - собственник гарантирует. В самой башне планирует устроить офисы и выставочное пространство.

«Для того, чтобы просто сделать реконструкцию этого здания и проект приспособления, необходимо, чтобы это был коммерческий проект», - добавил Уткин. 

«Предварительно это несколько сот миллионов долларов. Имеется в виду, создание рекреационной зоны. То есть, мы пытаемся в нашем проекте обязательно предусмотреть возможность раскрыть это пространство, которое сейчас оно закрыто от всех, для всех желающих ознакомиться с историей этого места. Ну, и соответственно, все это будет облагорожено», - заключил Петросян. 

Наринэ Тютчева еще в 2012 году предлагала воплотить здесь альтернативный проект - музей авангарда, парк, общественное пространство с выходом на набережную, но проект был отклонен. 

«С точки зрения этики и восприятия городского пространства, я считаю, что это не очень перспективно и корректно, поскольку при всем уважении к архитектору Уткину, который действительно один из наших лучших, наверное, наших архитекторов, но в данном случае, что-то может быть пошло не так, и закрывая собой комплекс исторической промышленной зоны, пристраиваясь к объекту, который работает силуэтом, прежде всего - эта ТЭЦ работает силуэтом - мы получаем здесь фрагмент застройки, которая вовсе не обязательна для этого места. Она могла бы быть в любом другом месте», - заметила Тютчева. 

Проект застройки не предполагает строительства новой социальной инфраструктуры. Многие в связи с грядущим строительством предрекают району транспортный коллапс. Есть и опасения градозащитников, что апартаменты появятся в опасной близости к памятнику культурного наследия. 

«Территория объекта культурного наследия, на которой расположена ТЭЦ, имеет статус практически исключающий застройку, если это не связано с технической необходимостью сохранения этих объектов. Если проект этой застройки, который поступит, ну, прежде всего в Москомархитектуру, потом и в наш Департамент культурного наследия, будет соответствовать этим обременениям, ну, и будет возможна сама застройка, то тогда как бы это все будет законно», - заявил заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы Леонид Кондрашев. 

Пока суд да дело, Трехгорка будто замерла в ожидании. Напротив, на другой стороне реки, Бадаевский завод уже, кажется, с решенной участью такой же высотной застройки. 

«Сейчас когда мы смотрим планы застройки, мы понимаем, что даже если оставляется несколько исторических корпусов по периметру, девелоперские амбиции выращивают очень высотное строительство, которое априори подавляет не только эти небольшие краснокирпичные объемы, но и окружающую застройку. И кроме массива, абсолютно несогласованного между собой эстетически, мы ничего не будем чувствовать. Мы потеряем прелесть районов», - отметила член экспертного совета по промышленному наследию при Министерстве культуры РФ Инна Крылова.

Двухсотметровый флаг России вокруг ТЭЦ появляется не случайно, иным способом привлечь внимание к проблеме грядущей застройки жители и активисты уже отчаялись. Они считают, что если проект все же осуществится, то привычный для москвичей городской пейзаж может измениться до неузнаваемости.

Ксения Егорова

Новости культуры