Мурал Эрика Булатова станет центральным событием фестиваля «Арт-овраг»
Фестиваль «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области в этом году чествует классика современного искусства Эрика Булатова. Главным событием станет открытие на территории местного металлургического завода монументальной росписи, сделанной по картинам художника. Перед отъездом Эрика Булатова на фестиваль с ним встретилась Мария Трофимова.
Эрик Булатов почти год не был в Москве, он уже давно живет в Париже, который стал для него родным. Вовремя карантина, говорит, в этот непростой для всех период, лично для него ‒ мало что изменилось ‒ каждый день он работал в мастерской. И как итог ‒ две картины. Первая посвящена Сен-Дени, одной из самых старых парижских улиц. Вторая – «Белый свет».
«Это дверь в нашу квартиру. Она открывается и там ‒ белый свет, ничего нет. Оттуда идет сюда. Можно открыть дверь, и свет войдет сюда, в нашу жизнь», ‒ пояснил Эрик Булатов.
Из Москвы Эрик Булатов отправится на Выксунский металлургический завод. Там на стене одного из цехов появилась фреска площадью в две с половиной тысячи квадратных метров. Мурал соединил в себе две хрестоматийные работы мастера: «Стой ‒ Иди» и «Амбар в Нормандии», изображенный днем и ночью. Казалось бы, говорит Булатов, это совершенно противоположные вещи, где пространство переворачивается, наоборот дополняют друг друга.
«"Стой ‒ Иди" ‒ это тоже взаимопроникающие, противостоящие друг другу понятия: движение и статика. И несмотря на то, что они как бы отрицают друг друга, в этой ситуации они, оказывается, наполняют пространство, выполняют конструктивную позитивную роль», ‒ говорит Эрик Булатов.
Ученик Фалька и Фаворского, Булатов всегда находил связь между классическим и современным искусством. Экспериментировал с плоскостью, пространством и движением. Текст включал в структуру изображения.
«Причем этот текст одновременно имеет отношение к двум, я бы сказал, совершенно противоположным пластам нашего восприятия. Один пласт ‒ это условно то, что называется реализмом. Второй аспект этой же идеи, этой изобразительной проблемы ‒ это сам характер текста. Это непросто какие-то буквы или какие-то слоганы, это поэтические метафоры», ‒ пояснил искусствовед Сергей Попов.
Для художника ‒ это не первый опыт работы в индустриальном пространстве. В Пиренеях на заброшенной французской фабрике Foundry Булатов создал первую в своей жизни буквенную скульптуру, состоявшую из одного слова «Вперед». Потом был другой большой объект ‒ уже из четырех слов.
Эрик Булатов планирует посетить не только Выксу, хочет побывать в старинных русских городках, расположенных в окрестностях Нижнего Новгорода, в котором, кстати, тоже побывает впервые.
Мария Трофимова