Человек-совесть. К 95-летию со дня рождения Марлена Хуциева
"Марлен, Вы оправдали свою жизнь", – сказал Хуциеву Михаил Ромм, посмотрев фильм "Застава Ильича". Автор этого и других легендарный фильмов, которые сделали его "голосом поколения шестидесятников", утверждал, что никогда не интересовался "злобой дня": время в его картинах "само проступает на экране". 4 октября замечательному режиссеру исполнилось бы 95 лет. Посмотрите одно из последних интервью Марлена Хуциева, вышедшее на телеканале "Россия 1".
"Мы боимся сделать подлость, потому что еще жив Толстой", – сказал когда-то Чехов. Ведущая программы "Белая студия" Дарья Златопольская, открывая разговор со своим гостем, заявила, что теперь таким человеком-совестью можно считать Марлена Хуциева. Недаром же ко всем своим неисчислимым премиям за вклад в кинематограф он был лауреатом "Ники" в номинации "Честь и достоинство"…
При поступлении во ВГИК абитуриента Хуциева спросили, какие фильмы он хотел бы снять, и он ответил: о Пушкине, о Бетховене, о войне и экранизировать оперу "Даиси" Захария Палиашвили. Практически ничего из этого не сбылось… Курс набрал великий режиссер Игорь Савченко и делал это, как потом признался своим студентам, "по глазам". "Когда я сам стал набирать курс, я понял, что это такое, и тоже отбирал по глазам, – сообщил Хуциев. – Чтобы это был живой человек, чтобы там что-то билось".
В честь Учителя Марлен назвал своего сына Игорем, а герою "Весны на Заречной улице" дал фамилию Савченко. Эта лента стала символом обновления советского кинематографа. 29-летний Феликс Миронер, 31-летний Хуциев и 26-летний Николай Рыбников создали первый фильм о рабочих без ложного пафоса и морализаторства. Благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие "культовое кино".
А благодаря идее снять вечер поэтов для фильма "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") Хуциев подружился с Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадуллиной, Григорием Поженяном и другими литераторами. В "Белой студии" режиссер рассказал, что такого формата совместных выступлений тогда не было, и ставшие потом легендарными поэтические встречи в Политехническом музее – целиком его "изобретение". Как родилась эта идея, где собирались снимать вечер поэтов для кино и чье выступление Хуциев при монтаже не смог "порезать"?
В фильме "Застава Ильича" все персонажи многомерны. Гость программы был одним из первых наших режиссеров, кто стал делать героев своих фильмов такими неоднозначными, считает Златопольская. Как появился в этом проекте Шпаликов, что в сценарии писал он, а что – Хуциев, как Геннадий предал соавтора и как отнесся к картине Сергей Герасимов?
"Я очень тяжело входил в фильм "Июльский дождь", потому что впервые делал картину о тех, кого не люблю", – признался Марлен Хуциев. Кого именно он имел в виду и как вышел из трудного положения? Как родилась финальная сцена этого фильма – встреча фронтовиков у Большого театра, – ведь во время съемок фильма День Победы еще официально не праздновался? Какая личная причина заставляла Хуциева практически во всех своих фильмах обращаться к теме Великой Отечественной войны?
До ВГИКа Хуциев поступал в Академию художеств и "срезался": кто оказал такое сильное влияние на юношу и разбудил в нем интерес к живописи? С какой работы началась кинематографическая карьера Хуциева? Замысел фильма "Послесловие" – дуэт Ростислава Плятта и Андрея Мягкова – родился из случайно прочитанного на ночь и не давшего заснуть рассказа "Тесть приехал": какого актера Марлен Мартынович пробовал сначала на роль зятя? Какой американский фильм он превозносил – отчасти из-за звучащей в нем музыки? Узнать ответы на все вопросы вы сможете, посмотрев выпуск передачи "Белая студия".