«Собрание сочинений» — премьера в театре «Современник»

04 октября 2020 20:54
Первый спектакль «Современника» в постановке нового худрука. Первая премьера юбилейного 65-го сезона. Если б не пандемия, эту пьесу давно бы и разыграли, на сцене «Современника», в постановке Виктора Рыжакова. Премьера состоялась, но только на этой неделе.


На сцене драматического театра почти всегда семья, по сюжету. Мы идём в театр и там, как правило, наблюдаем взаимоотношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой, стариками и молодыми. И видимо так будет всегда. Проблемы войны и мира не так волнуют нас, как волнуют проблемы семьи. Русскому театру, если приглядеться, эта тема свойственна особенно. От Фонвизина с его «Недорослем» до Гришковца.

Да, Евгений Гришковец долго оставался человеком монологом, моноспектаклем, многофигурные «Осада» и «Весы» — это пьесы исключения. И вот в начале этого года написана традиционная пьеса, на семь актёров. А тема? Семья, мать, взрослые дети. Если б не пандемия, эту пьесу давно бы и разыграли, на сцене «Современника», в постановке Виктора Рыжакова. Премьера состоялась, но только на этой неделе.

Первый спектакль «Современника» в постановке нового худрука. Первая премьера юбилейного 65-го сезона. Виктор Рыжаков лично проверяет все детали.

Спектакль по новой пьесе Евгения Гришковца «Собрание сочинений». Режиссёр и писатель знакомы почти 30 лет, они дружат. Рыжаков часто был первым читателем текстов Гришковца. При этом они никогда прежде не работали вместе. Наконец, всё совпало.

«Человек живет в ощущении времени — настоящий литератор. И как раз у Евгения был замысел такого текста. И часть этого текста в январе он мне показал. Я сказал, потрясающе, давай дописывай срочно. По-моему, это удивительная история про сегодня, про нас», — считает Виктор Рыжаков.

Гришковец специально отодвинул публикацию своего нового сборника, чтобы зрители не могли прочесть пьесу до премьеры.

«Я написал ее за 18 дней. Но перед этим я над ней довольно долго думал. И потом практически записал, как будто сам себе диктовал этот текст. Очень быстро, практически без помарок, настолько мне был дорог и настолько мне был ясен замысел этой пьесы», — рассказал писатель, драматург Евгений Гришковец.

Большая семья собирается вместе, чтобы проститься со своим старым домом — он продан. Сюжет напоминает «Вишневый сад». Но тут переезд не вынужденный, героиня сама так решила. Её мотив — хочу не доживать, а жить. Героиню зовут Марина Сергеевна. Образ воплощает Марина Неёлова. Актриса и героиня — тезки.

Марина Сергеевна решила, что не возьмет ничего. Продать старинную мебель — не проблема. А вот что делать с книгами? Огромную библиотеку не хотят забирать ни хозяйка, ни её дети. Споры о судьбе книг становятся камнем преткновения. Актёры рассказывают: режиссёр стремился создать ощущение, что они семья, единый организм. Пока репетировали онлайн, Рыжаков придумывал необычные задания. Например, представь, что улетаешь на Луну и можно взять только 10 книг.

«Каждый артист писал такой список. Потом мы эти списки объединяли, вычеркивая оттуда повторяющиеся книги. Потом нам нужно было из собравшегося списка как-то коллективно решить и понять, какие книги мы все-таки не возьмем, потому что нам надо взять 10 на всех. И это было круто и интересно. Можно очень много понять друг про друга через вот такую вот игру», — поделилась актриса Светлана Иванова.

Никита Ефремов — ученик своего нового худрука. Рыжаков был его педагогом по актерскому мастерству в школе-студии МХАТ. В работе Ефремова над этим персонажем нашлось место гротеску и юмору.

«Просто дурью маялись и искали — что он, как он. Очень важно не пересерьёзничать. Вот с Виктором Анатольевичем точно. То есть чтобы была ответственная какая-то собранность, но при этом и безответственность, которая позволит пошалить на сцене», — рассказал актёр Никита Ефремов.

Создатели спектакля говорят, это жизнеутверждающая история. У членов семьи много взаимных претензий, но они не могут друг без друга.

Виктор Рыжаков, режиссёр, художественный руководитель Московского театра «Современник»: «Мы думали, как определить жанр этого спектакля? Мы его определили — „простая история“. Вот эта простая, человеческая история про нас с вами. Может быть, про это когда-то мечтал Олег Николаевич Ефремов, когда говорил, что „простым языком о простых вещах“, „простые вещи о простом человеке“».

Найдется приют и для книг. Правда, в очень неожиданном месте.

Яна Музыка
Новости культуры