Мир без договора о РСМД возможен. Владимир Путин предложил свой рецепт
Россия предлагает странам НАТО самим и на паритетной основе определять будущее своей архитектуры безопасности. Это следует из заявления Владимира Путина, которое он опубликовал сегодня. Суть простая. После того, как Договор о ракетах средней и меньшей дальности фактически перестал существовать из-за США, наша страна не размещает ракеты на европейской территории, в обмен на аналогичные действия стран альянса.
Являлся важным элементом международной безопасности и стратегической стабильности. Особую роль играл в поддержании предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере на европейском пространстве. Речь о Договоре о ракетах средней и меньшей дальности, прекратившем действие в связи с выходом из него США.
"Считаем выход США из Договора о РСМД, в результате чего он прекратил свое действие, серьезной ошибкой, которая усиливает риски развязывания гонки ракетных вооружений, роста конфронтационного потенциала и скатывания к неконтролируемой эскалации. С учетом неослабевающей напряженности по линии Россия-НАТО очевидны новые угрозы для общеевропейской безопасности", – говорится в заявлении Владимира Путина.
Для того, чтобы свести негативные последствия от развала ДРСМД к минимуму, Россия подготовила ряд предложений. Во-первых, Москва подтверждает приверженность объявленному нашей страной мораторию на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования до тех пор, пока в соответствующих регионах не появится аналогичное вооружение американского производства. И призывает НАТО объявить аналогичный встречный мораторий. Во-вторых, для того, чтобы снять взаимные озабоченности, Россия предлагает рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер.
"В частности, речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов Aegis Ashore с пусковыми установками Мк41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договоренностями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны не смогли договориться (российская ракета 9М729). Оставаясь приверженной последовательной позиции о полном соответствии ракеты 9М729 требованиям ранее действовавшего Договора о РСМД, Российская Федерация тем не менее готова в духе доброй воли и дальше не предпринимать развертывания на европейской части территории страны ракет 9М729, но только при условии встречных шагов со стороны стран НАТО, исключающих размещение в Европе вооружений, ранее запрещённых по Договору о РСМД", – предлагает президент Путин.
Упомянутый в заявлении Aegis Ashore – это наземная версия разработанного Министерством обороны США универсального корабельного комплекса противоракетной обороны. Фактически – стальное сооружение высотой в четыре этажа, которое воспроизводит надстройку крейсера. Внутри размещается радиоэлектронная аппаратура, а также унифицированная установка для вертикального пуска управляемых ракет МК41. Первой европейской страной, где был развернут береговой комплекс ПРО, стала Румыния. Следом за ней начались работы в Польше. Именно поэтому предложенные сегодня российским президентом шаги по деэскалации имеют непосредственное отношение к безопасности целого континента.
"Вы знаете, что президент выступил с заявлением о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия ДРСМД. Важный документ. Президент Путин последовательно продолжает линию на такую многовекторную деэскалацию. Усилия, которые сейчас прилагаются на экспертном уровне по договору СНВ и по открытому небу. В этом плане работа по стратегической стабильности ведется, субстанция чрезвычайно сложная", – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
К предметному разговору о глобальной безопасности президент России призывает партнеров уже не в первый раз. Сначала Вашингтон вышел из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Потом из соглашения о ракетах средней и меньшей дальности. Теперь угрожают отказаться до Договора по открытому небу. В минувший четверг в рамках встречи с участниками Международного дискуссионного клуба "Валдай" Владимир Путин подчеркнул: нужно пытаться найти компромисс, а не ставить мир под угрозу новой гонки вооружений.
"Мы, когда заключали и вели переговоры по этим вопросам, учитывали все эти проблемы. Без учета осталось только одно – то, что появилось у России в ответ на выход США из договора по ПРО. А именно наши новейшие системы высокоточного гиперзвукового оружия. И нам говорят: мы слышим, вот, у вас появилось, у нас пока нет, надо это учитывать. Мы не против, давайте учтем и в количестве носителей, и в количестве боеголовок. Мы же не возражаем. Выбор у нас какой? Договор истекает в феврале. И ведь то, что я предложил, – очень простая вещь, и она лежит на поверхности. Ничего не произойдет, если мы на год продлим его, этот договор, без всяких предварительных условий. И будем искать решение. США до сих пор уклонялись от дискуссии по СНВ-3, но нужно начать об этом предметный разговор", – заявил Путин.
И к такому разговору Россия готова. Что наглядно демонстрирует сохранение сотрудничества Москвы и Вашингтона по ключевым вопросам глобальной безопасности, даже несмотря на многочисленные противоречия двух стран.
"Мы сотрудничаем с Соединенными Штатами, несмотря на наши многочисленные противоречия по очень многим направлениям. Все-таки сотрудничество на уровне спецслужб продолжается. Хорошо известно наше взаимодействие по деконфликтингу в Сирии. И на уровне оперативном, на уровне руководства наших воинских подразделений – очень хороший рабочий контакт установлен. Кроме всего прочего, американцы передают нам информацию по антитеррору. Они нам передают и неоднократно передавали, я благодарил за это действующего президента, потому что полученная от Америки в этом плане информация помогала нам предотвратить террористические акты на территории РФ. Мы, в свою очередь, стараемся ответить тем же. У нас есть такая договоренность с президентом США, с действующим главой государства, о том, что, если такая информация будет появляться с обеих сторон, мы будем ей делиться. И в этом смысле помогать друг другу", – добавил российский лидер.
Сократить дефицит доверия. Укрепить региональную и глобальную стабильность. А также снизить риски, связанные с недопониманием и разногласиями. В заявлении президента сегодня сформулированы принципиально важные задачи. Только, решив которые можно быть уверенными, что "мир без Договора о РСМД" если и не будет прежним, то точно останется в полной мере безопасным.