Новая выставка в Музее А. С. Пушкина на Пречистенке посвящена Андрею Белому
В этом году отмечается 140 лет со дня рождения Андрея Белого. Поэту, которого критики называют «главной фигурой русского символизма», посвящена выставка «Андрей Белый. Из Москвы Серебряного века в Москву советскую». Экспозиция разместилась в Музее Пушкина на Пречистенке.
Настоящее имя Андрея Белого ‒ Борис Николаевич Бугаев. Именно это имя значится на чемодане, с которым поэт и писатель объездил не мало стран. Вот он в компании отдыхающих на немецком курорте Свинемюнде. А родился Андрей Белый в Москве, в доме на Арбате. В соседнем с ним доме в свое время жил Пушкин. Именно это соседство уже в наше дни и обусловило то, что квартиру в доме, который на тот момент числился за МИДом, передали на попечение музею Пушкина.
«Благодаря арбатскому соседству. Пушкин ‒ в доме номер 53, Белый ‒ в доме номер 55. Сегодня наша страна, наше Отечество, наша культура имеют единственный, уникальный и богатейший Музей-квартиру Андрея Белого», ‒ рассказал директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.
Прижизненные издания, автографы, личные вещи. Выставка построена вокруг событий, происходивших при жизни Андрея Белого. Слом эпохи ‒ от патриархальной Москвы начала XX века, где в то время витал дух символизма, к Москве революционной. Белый приветствовал революционные изменения и после революции политической даже ждал революции духовной. Еще в начале 10-х годов он познакомился с австрийским мистиком и эзотериком
Рудольфом Штайнером, увлекся его учением – антропософией. И в литературе стал ее проводником. Что, конечно же, не слишком вписывалось в каноны соцреализма.
«В 31-м году практически все московское окружение Андрея Белого было арестовано, и сам он был, безусловно, тоже под угрозой ареста. Он очень испугался. В середине 30-х последовала новая волна арестов антропософов. И не исключено, что в следующий раз Андрей Белый был бы посажен», ‒ говорит заведующая отделом Государственного музея А.С. Пушкина «Мемориальная квартира Андрея Белого» Моника Спивак.
В одном из своих стихотворений Андрей Белый писал: «Золотому блеску верил, а умер от солнечных стрел. Думой века измерил, а жизнь прожить не сумел». В жизни и творчестве, как и многие представители Серебряного века, он метался между двух полюсов. Не случайно авторы экспозиции поместили на выставке два произведения: эскиз «Демона» Михаила Врубеля и «Спас в терновом венце» Виктора Васнецова.
Антон Николаев