Коронавирус

Как ковид изменил работу транспорта в Москве. Эксклюзивное интервью с Максимом Ликсутовым

05 ноября 2020 15:18
Как изменился пассажиропоток в Москве во время пандемии коронавируса? Когда по карте "Тройка" можно будет ездить в Подмосковье? На эти и другие вопросы в интервью каналу "Россия 24" ответил руководитель дептранса Москвы Максим Ликсутов.

Коронавирус внес очень много изменений в нашу жизнь, и некоторые из них касаются, в частности, нашего передвижения. О том, что изменилось в Москве в этом смысле в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов.

- Максим Станиславович, мы давно с вами не общались. В первую очередь хочу спросить у вас, как вы себя чувствуете? Была информация, что у вас подтверждался коронавирус. Как все прошло?

- Прошло все, слава богу, без симптомов. Был дома в рамках тех регламентов по изоляции, которые должен соблюдать каждый. Сейчас чувствую себя хорошо, антитела есть. Симптомов больше нет, так что работаю.

- Многие, как и вы, когда болели, находятся в режиме удаленной работы. В связи с этим изменился, наверное, и пассажиропоток. В частности, у пенсионеров отключили проездные. Как это все повлияло на пассажиропоток в столичном транспорте?

- В столичном транспорте пассажиропоток уменьшился примерно на 2,5-2,8 миллиона пассажиров в сутки. Это примерно минус 35 процентов от показателей прошлого года. В первую очередь снижение, как вы правильно сказали, произошло за счет тех организаций и жителей Москвы, которые работают в обычном режиме, но дома, и, конечно, за счет снижения школьников и студентов и людей 65+. Поэтому мы благодарны всем тем, кто выполняет распоряжения главного санитарного врача по городу Москве, выполняет указ мэра и все делает, чтобы обезопасить себя в это непростое время, и меньше пользуется городским транспортом. Хотя интервалы работы городского транспорта не поменялись: мы все делаем для того, чтобы городской транспорт – метрополитен, автобусы, трамваи, электробусы – работали с минимальными интервалами, и в полном объеме выпускаем все автобусы, трамваи, электробусы, вагоны метро на линию.

- Получается, с одной стороны, московскому транспорту стало легче, он что ли "вздохнул", но как это на экономике транспорта уже сказалось и еще скажется? Какие у вас прогнозы по объемам перевозок?

- Изначально, когда мы летом делали прогнозы, как будет развиваться ситуация с объемами перевозок, мы считали, что к декабрю месяцу восстановится примерно на 90-95 процентов пассажиропоток. Но потом Роспотребнадзор ввел дополнительные меры, связанные с ограничением пользования городским транспортом в первую очередь, и по определенным категориям пассажиров, как мы уже сказали, есть ограничения. Поэтому мы думаем, что восстановится к концу года до уровня примерно 75 процентов объем перевозок относительно 2019 года. То есть, снижение будет примерно на 25 процентов относительно 2019 года. При этом доходы наших перевозчиков снизятся примерно на 32-33 процента. Такой сейчас прогноз.

- Снижение этих доходов – это факт, который сейчас есть, или какие-то компенсации предполагаются?

- Так как основные перевозчики метро и наземного транспорта – это наш городской перевозчик "Мосгортранс" и пригородные перевозчики (они не городские, но все равно мы на них вынуждены смотреть), мы рассматриваем сейчас разные варианты их поддержки, в том числе это и определенные субсидии от правительства Москвы, и совместно с коллегами из Московской области мы сейчас как раз этот формат обсуждаем. Надо понимать, конечно: так как задачу мэр Москвы поставил – максимально обеспечить социальную дистанцию в вагонах метро, метрополитен, например, в полном объеме выполняет расписание обычного напряженного периода работы, несмотря на снижение пассажиропотока. Конечно, мы будем финансово помогать метро для того, чтобы оно все свои обязательства выполняло перед сотрудниками, перед партнерами и контрагентами. Поэтому все возможные уровни поддержки на сегодняшний день мы рассматриваем, и, конечно, наших перевозчиков не оставим в это непростое время.

- Кстати, о предписаниях Роспотребнадзора – он ввел обязательный масочный режим в общественных местах. Насколько он соблюдается на транспорте, может быть, у вас есть какие-то замеры? Я смотрю, что кто-то соблюдает, кто-то – нет. И, насколько я знаю, еще и температуру у пассажиров решили измерять. Не будет ли от этого еще больше очередей?

- Очередей от того, что мы мерим температуру, не было и не будет – все это делается в онлайн-режиме специальными тепловизорами. И опыт применения этих тепловизоров не только в Москве, но и во многих европейских, азиатских, американских городах. Эта техника работает уже достаточно давно, как минимум с февраля-апреля этого года. Во-первых, происходит выборочная проверка температуры, и по нашим анализам некоторые люди, у которых мы видим превышение температуры, даже не знают о том, что у них температура несколько повышена. В первую очередь, это сигнал для самих пассажиров обратить внимание на свою температуру, возможно, посоветоваться с врачом. Если у кого-то температура повышена достаточно сильно и пассажир просит оказать ему помощь, мы вызываем скорую помощь для того, чтобы уже врачи разбирались с ситуацией. Это в большей степени напоминание о том, чтобы лишний раз обратить внимание на свое здоровье.

С точки зрения соблюдения масочного и перчаточного режима в городском транспорте, на сегодняшний день 95-97 процентов пассажиров метрополитена, например, используют маски, примерно 75 процентов пассажиров используют перчатки. Еще раз повторю, мы очень благодарны, что люди прислушиваются к рекомендациям санитарных врачей города Москвы. И могу сказать, что те меры, которые принимаются в Москве на московском транспорте, нисколько не выше тех требований, которые есть в европейских городах, а по некоторым европейским городам – это мы знаем – требования намного выше, чем в Москве. Поэтому эти требования разумные, правильные, и профессиональными врачами Роспотребнадзора полностью поддерживаются. Вопрос здесь не в штрафах. В первую очередь это вопрос того, насколько вы с уважением относитесь к тем людям, которые вокруг вас, которые пользуются городским транспортом.

- Таксисты просят обеспечить их масками за счет города. Какова здесь позиция департамента транспорта?

- Могу сказать, что в конце марта – начале апреля, когда был самый напряженный период, и не было достаточного количества масок в продаже, мы от правительства Москвы передали в Ассоциацию транспортную Москвы и Московской области (ТАМ она называется) порядка 20 тысяч масок бесплатно. Это был апрель месяц, когда в самом разгаре была заболеваемость, и были проблемы со снабжением масками. Мы это сделали, и бесплатно всем таксистам, входящим в ассоциацию, оперативно раздали.

Что бы я хотел сказать здесь? У нас основной драйвер работы таксистов в Москве – это интернет-агрегаторы, которые активно работают с таксистами, которые устанавливают цену на поездку в такси и которые фактически управляют на сегодняшний день рынком перевозок такси. Мое мнение, что именно агрегаторы, взымая примерно 20-25 процентов комиссии с каждого заказа, на мой взгляд, могут принять более активное участие в снабжении таксистов, от которых они получают основной доход, масками и дезинфицирующими средствами.

Со своей стороны правительство Москвы в 2020 году, в следующем году запланировало 200 миллионов рублей дотаций компаниям и индивидуальным предпринимателям, владельцам автомобилей такси для того, чтобы помочь им с выплатой кредитов, лизинга по приобретаемым автомобилям. Еще раз отмечу, что сумма в 200 миллионов рублей по решению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина предусмотрена и в 2021 году. Считаем, что это крайне существенный вклад в поддержку таксомоторной отрасли города Москвы.

- Если вернуться к метро: расскажите поподробнее об эксперименте с 20-процентной скидкой на проезд в метро не в час пик на двух ветках. Есть ли отклик? Какие первые результаты? Чего вы вообще ждете от этого эксперимента? Это все в рамках вот этой кампании по уменьшению количества людей в час пик?

- Все знают, что в Москве одна из самых загруженных линий метро – это Таганско-Краснопресненская. По поручению мэра города мы уже несколько лет делаем все возможное, чтобы снять нагрузку с крайне загруженной линии. Она у нас обновилась полностью по поездам – вместо старых вагонов метро на Таганско-Краснопресненскую линию пришли поезда "Москва", что добавило примерно 15 процентов дополнительных мест. И дальше мы делаем эксперимент, который начался на этой неделе, чтобы на 50 процентов снизить стоимость билета для тех, кто поедет на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях метро вне часа пик. Цель одна: как правильно сказали, это в первую очередь обеспечение социальной дистанции, что крайне важно в это время, и вторая задача – разгрузить час пик. Могу сказать, что эксперимент будет проводиться 8 месяцев, и результат, который мы ожидаем, – это снижение минимум на 7 процентов загрузки в час пик.

На сегодняшний день результат такой, что мы видим: почти 1700 пассажиров, которые ранее ездили в час пик, перешли на другое время. И это достаточно неплохой результат! Это примерно минус 1,1 процента от тех показателей, которые были ранее. Поэтому повторюсь, что мы ожидаем плановый показатель в 7 процентов. Пока это 1,1. Неплохой результат, он вселяет оптимизм. Посмотрим, как будет дальше. И мы фактически ежедневно информируем всех пассажиров Таганско-Краснопресненской линии и всех пассажиров метро о том, как идет эксперимент, какие есть результаты. Посмотрим, насколько эта инициатива окажется востребованной у пассажиров.

И второй момент: этот эксперимент стал возможен благодаря тому, что мы существенным образом доработали нашу билетную систему – карту "Тройка", сделав способным проведение такого эксперимента. В прошлом году нашу билетную систему в Лондоне признали лучшей в мире по технической готовности, чем мы, конечно, гордимся.

- С чем мы вас и поздравляем в очередной раз! Если еще говорить о проездных картах, тарифах: с января следующего года в Москве и Подмосковье будет действовать единая карта на общественный транспорт. Этот опыт и в других регионах будет использоваться. Расскажите об этом подробнее.

- Действительно, мэр Москвы и губернатор Московской области приняли решение о том, что у нас будет единая билетная система. И коллеги в Московской области сейчас дорабатывают свою билетную систему с тем, чтобы карта "Тройка" могла в полном объеме использоваться на территории Московской области. Мы видим, что эти вопросы технические, они все решаемые. Мы с коллегами в тесном контакте – в первую очередь из министерства транспорта Московской области. Я уверен, что у нас все получится, и в начале следующего года эта система может заработать.

Также карта "Тройка" со 2 ноября начала работать и в Тульской области, в первую очередь, в самой Туле и всей области. Почему именно Тула? После Московской области это второй регион по тому, как его жители приезжают в Москву, как москвичи ездят в Тульскую область. Поэтому нам крайне важно было создать дополнительные условия, удобства, чтобы больше жителей и Тулы, и Москвы пользовались городским транспортом.

И, конечно, руководство Тульской области, губернатор лично этим вопросом занимался, и мы за очень короткое время смогли интегрировать наши две билетные системы в одну. И теперь карта "Тройка" принимается и в Туле.

Большую помощь нам оказал Сбербанк в этом вопросе, это был наш совместный проект. Мы смогли очень оперативно внести такие серьезные изменения в систему оплаты.

- А ситуация в целом на столичных дорогах? Когда был первый пик по коронавирусу, машин было существенно меньше. Сейчас я бы так не сказала. Как изменилось количество автотранспорта? И где в основном образуются крупные заторы? Что с ними все-таки делать?

- Если мы вначале говорили о том, что в системе городского транспорта есть существенные снижения пассажиропотока – это примерно 2,8 миллиона пассажиров каждый день меньше стали ездить на городском транспорте, то по личному транспорту наоборот есть рост – примерно от 3 до 5 процентов ежедневно увеличивается количество автомобилей на дорогах по сравнению с 2019 годом. Это от 90 до 130 тысяч дополнительных машин выехало на дороги города! Эта цифра, конечно, серьезно влияет на загруженность магистралей, в первую очередь вылетных магистралей. И мы видим, как утром на въездных магистралях в Москву определенные заторы имеются, этот поток машин направляется из Московской области в первую очередь к нам. Могу еще так сказать: несмотря на достаточно непростую экономическую ситуацию и в Москве, и в области в органах ГИБДД зарегистрировалось дополнительно 200 тысяч новых автомобилей за 10 месяцев 2020 года. То есть автопарк легковых машин увеличился у нас на 200 тысяч. Это достаточно существенная цифра, которая, конечно, влияет на загруженность столичных и подмосковных магистралей.

- А нет ли планов по ужесточению наказания лихачей, опять же, с ростом автомобилей на дорогах?

- Вы знаете, здесь вопросы федеральных полномочий, федерального правительства и Госдумы. Поэтому коллеги, я знаю, сейчас этим вопросом занимаются, взвешивают все "за" и "против". Конечно, мы считаем, что мера наказания тех лихачей на дорогах, которые своим поведением создают аварийные ситуации, провоцируют аварии, должна быть обязательно рассмотрена, и наказание должно быть соответствующим. Потому что президент Владимир Владимирович Путин дал четкие поручения по снижению аварийности и смертности на дорогах России, потому что уровень достаточно высокий. Хоть Москва и является самым безопасным регионом в Российской Федерации по аварийности на дорогах, мы считаем, что мы должны стремиться к нулевой аварийности, мы должны делать все возможное, чтобы на дорогах столицы было безопасно. Но при этом ответственность за агрессивное вождение пока еще не установлена Кодексом об административных правонарушениях.

И второй момент, который нас также сильно тревожит, – возможность снижения неадминистрируемого порога скорости в городах, я повторюсь – именно в городах. Мы считаем, что порог в 20 километров, который есть сегодня в правилах движения, именно в городах должен быть снижен на 10 километров. Это существенным образом повлияет на снижение смертности на дорогах и снизит тяжесть последствий в результате дорожно-транспортных происшествий.

- Максим Станиславович, я заметила, что в связи с изменением из-за коронавируса пассажиропотока, в частности, увеличилось количество велосипедистов. Казалось бы, на улице уже не очень тепло, но велосипедистов много. А в центре города были созданы временные полосы для велосипедистов. Продолжите ли вы экспериментировать с велосипедами в следующем году, какая здесь позиция? И вы, кстати, когда едете на машине и понимаете, что не успеваете, на какой транспорт вы пересаживаетесь, если не секрет?

- Если я не успеваю, то мне проще пешком дойти до работы или до места, куда я направляюсь. Я предпочитаю пока для себя такой способ передвижения.

Если говорить о городском велопрокате, мы планируем в следующем году увеличить количество велосипедов еще на тысячу единиц. В части специальных выделенных полос, так называемых временных, эта программа будет продолжена, и где-то в декабре, я думаю, мы с представителями велосообщества города Москвы подведем итоги этого велосезона. И подумаем вместе о том, где правильно, необходимо и было бы разумно создать временные полосы к следующему велосезону – 2021 года.

А по развитию велопроката, еще раз повторю, мы планируем увеличить минимум на 100 станций, и дополнительно – на 1000 велосипедов. Там будут также и электровелосипеды.