Евгений Ткачук о съемках сериала "Бомба": "Голова, конечно, кипела"

06 ноября 2020 19:07
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Кадр из сериала "Бомба"
Главную роль в остросюжетной многосерийной драме "Бомба", показ которой стартует в эфире канала "Россия 1" 9 ноября, сыграл Евгений Ткачук. Его персонаж – гениальный ученый, который участвовал в разработке первой в СССР атомной бомбы. О том, почему вся съемочная группа с ужасом вспоминает его монологи, актер рассказал в эксклюзивном интервью.

9 ноября в эфире телеканала "Россия 1" состоится премьера остросюжетной многосерийной драмы "Бомба" о тяжелой судьбе гениального ученого Михаила Рубина, участвовавшего в секретном проекте по разработке первой в СССР атомной бомбы. Главную роль в картине сыграл Евгений Ткачук, известный зрителям по фильмам "Тихий Дон", "Бесы", "Годунов" и многим другим. С какими сложностями актер столкнулся в процессе съемок и на что опирался в создании образа? Как изменились его познания в области атомной физики, и почему съемочная группа с ужасом вспоминает монологи Ткачука? Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью.

- Евгений, насколько знаковой стала для вас роль в сериале "Бомба"?

- Знаковость только приобретается, ведь чем дольше готовится фильм, тем больше интереса и у артистов, и у зрителей – что же там будет? Для меня тема эта была чрезмерно увлекательной, потому что с физикой вообще, а тем более с атомной, у меня никогда не было дружественных отношений: в школе я, мягко сказать, плохо учился по этому предмету. И мне хотелось понять, смогу ли я что-то сыграть здесь вообще? Пока не буду заявлять, что все получилось, так как фильм еще не вышел, и какой резонанс он вызовет – самому интересно.

- С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе работы над ролью?

- Там очень много сцен, где нужно доказывать те или иные варианты построения котлована, и я даже сейчас не вспомню тех важных слов, которые тогда выучил. Для меня это было каторгой, честно сказать. Я помню, как вся группа в определенный момент уже отворачивалась от кадра, потому что все понимали, что сейчас опять будет монолог Ткачука, который никак не может понять, откуда ноги растут. Доходило до коллапсов, когда я просто уже ничего не понимал, в голове все формулы перемешивались, и я какую-то галиматью нес. Группа тихонечко смеялась, а режиссер, сидя у меня под стулом, пытался что-то объяснять. Но был и такой момент, когда вдруг великолепным образом все соединилось, и получилось несколько сцен, глядя на которые даже можно сказать – вот, сыграл-таки физика-атомщика.

- На что вы опирались, когда выстраивали образ своего героя?

- Он долгое время был в застенках, так как позволил себе высказаться по поводу атомной промышленности в СССР. Самому Берии заявил, что он ничего не понимает в атомной физике, за что, собственно, и был отправлен на каторгу, провел там восемь лет и все это время упражнялся только в карточных играх. То есть, он выигрывал, потому что хорошо считал, но физикой, по сути, не занимался. Когда его освободили как очень важного сотрудника, который мог бы помочь в создании бомбы, он осознал, что ничего не помнит, и заново стал учиться. Как мне кажется, этот процесс очень хорошо запечатлен в фильме, и упор был именно на то, что мой герой вспоминает все основы науки.

- Параллельно с разработкой бомбы развивается история его любви. Что больше раскрывает вашего персонажа – работа в смертельно опасных условиях, где один неверный шаг может привести к катастрофе, или все же чувства?

- Надо сказать, что мой герой – фанатик, который без работы погибает, но в какой-то момент к нему приходит любовь, и он понимает, что ощущать жизнь в любви намного ценнее, чем фанатично следовать неким целям и задачам, и его осознание себя, в том числе в науке, меняется кардинально.

- Кого, по вашему мнению, легче играть: реального человека – например, Курчатова, Ванникова – или выдуманного персонажа, который достался вам?

- Дело тут даже не в том, кого сложнее играть, а в том, какая драматургия заложена в персонаже. У того же Курчатова есть сложные сцены, когда он пытается сговориться и распределить научных деятелей для Берии и Сталина. Для меня в первую очередь сложность заключалась в том, чтобы верно поставить ударение и выстроить правильно все логические связи, от какого элемента к какому мы идем. От этого голова, конечно, кипела – тем более, что подкованности у меня никакой не было, и приходилось продираться сквозь глобальные мысли атомной энергетики.

- Насколько глубокими были ваши познания в этой области, и что изменилось в процессе съемок?

- Конечно, раньше отношение было довольно поверхностным, и оно заключалось в том, что страшнее оружия уже не придумать. Но когда мы начали работать над сценарием, стало понятно, что атомная бомба, по сути, остановила глобальные войны. И мы старались снять фильм о том, что мир на самом деле держится на людях науки, создавших такое оружие, которым не надо пользоваться. Думаю, тот факт, что государства в своих локальных войнах сегодня не переступают определенную черту, это заслуга, в первую очередь, физиков-атомщиков, и спасибо им огромное за это! За их деятельность, исследования, работу. Это удивительная, какая-то запредельная для меня область, некий волшебный, фантастический мир, в который погрузилось человеческое сознание и строит там свои системы.