Андрей Кончаловский представил в Москве фильм «Дорогие товарищи!»
Премьера фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» прошла в столичном кинотеатре «Октябрь». На московском показе побывала Юлия Струкова.
Премьера «Дорогих товарищей!» – камерная, для самых родных и близких по духу. И, конечно же, для зрителей подготовленных, знающих контекст эпохи и события в Новочеркасске 1962 года.
«Я уже была взрослым человеком в те года. И это происходило в моей стране. И, конечно, как Андрей Сергеевич снял эти события страшные, мне очень интересно посмотреть», – поделилась заслуженная артистка РСФСР Наталия Аринбасарова.
На сцене – лишь малая часть огромной команды, которая работала над картиной. Кончаловский подчеркнул, это фильм «советского режиссера». «Дорогие товарищи!» – взгляд конкретной семьи на трагические события в Новочеркасске. Когда одновременно с ростом цен на продукты рабочим снизили зарплату. Негодование вылилось в неконтролируемые властями протесты и закончилось не только расстрелом, но и замалчиванием трагедии на десятилетия.
«Мы не могли в свое время такие картины делать, когда случилось это событие. И я получил эту возможность создать ту эпоху сейчас», – говорит режиссер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
Главная героиня Людмила Семина, как многие в фильме, – человек системы. Она партийный работник, прошла войну и свято верит в идеалы коммунизма. Когда начинается бунт, она яростно выступает против зачинщиков. Семья Людмилы Семиной – это люди трех разных советских поколений. Отец, прошедший борьбу с раскулачиванием на Дону, и дочка героини – человек оттепели. У всех троих разные взгляды.
«Я не считаю, что она зашоренная, упертая. Я считаю, что любой человек, у которого есть принципы и убеждения, и даже если он заблуждается. И более того, она все–таки верит не в фашизм, например, она верит в коммунизм. А идея коммунизма очень привлекательна и красива», – считает заслуженная артистка России Юлия Высоцкая.
Сомнения в идеальности системы возникают у героини только, когда она оказывается по другую сторону баррикад, теряя свою дочь.
Каждый кадр черно-белой ленты почти квадратного формата 60-х годов, будто документалистика. Поразительно, как Кончаловский детально выстраивал эпоху – от тщательно подобранных лиц до каждого предмета.
«У меня этот блокнот, который был внутри. Я даже проверил, я его доставал, смотрел и там, действительно, был 1962 год», – рассказал актер Андрей Гусев.
Каждая последующая сцена фильма разрушает советские стереотипы. Оттепель, которую принято считать временем послабления, развенчания культа личности, у Кончаловского – время жесткое, держащееся на страхе и лицемерии, где каждый вынужден приспосабливается и постоянно выбирать между долгом и чувством.
«Я заметил, что люди, которые посмотрели картину, они находятся в смятении. Это очень для меня большое достижение», – поделился Андрей Кончаловский.
Отзывы о картине очень разные. Ее называют антисоветской, антихрущевской, просталинской. На самом деле, говорит автор, это просто фильм о хороших людях, которые стали жертвами системы.
Юлия Струкова