Международный выставочный проект «В круге Дягилевом» открылся в Петербурге
Реформатор и его соратники. Выставка «В круге Дягилевом» открылась в Шереметевском дворце. Главный спонсор экспозиции ‒ банк ВТБ. Выставка стала ключевым проектом Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
Сегодня почти ни одна художественная выставка не обходится без личности куратора, человека, который определяет концепцию, расставляет акценты, решает, из каких произведений будет состоять экспозиция. Во времена Сергея Дягилева такого понятия ‒ «куратор» ‒ еще не было. Но именно его можно назвать одним из первых кураторов художественных выставок России.
«Нам очень хотелось, чтобы именно сам Сергей Павлович Дягилев стал главным героем выставки. Без его портретов, а людей, которых он собирал вокруг себя. Такой коллективный портрет эпохи, 1900-1930 годы. Это люди, которых он собирал вокруг себя, увлекая их своими идеями для реализации своих идей», ‒ рассказала директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица.
Если бы во времена Сергея Дягилева был интернет, именно так могла выглядеть его персональная страница в социальной сети. Галерея друзей, соратников, поклонников. Цитаты знаменитостей первой трети XX века, размещенные в экспозиции, легко можно представить как записи на страницах аккаунта Дягилева. Кто же был его друзьями? Самые разные люди ‒ Жан Кокто, Пабло Пикассо, Михаил Ларионов, Михаил Фокин, Анна Павлова. Список внушительный. Всего на выставке 135 портретов.
«Мунк. Этот Мунк, которого все знают. "Крик". Он прекрасный портретист, гениальный портретист. Гарри Кесслер ‒ один из сподвижников, присоединился к нему с 10-х годов. Де Кирико ‒ портрет, который вообще никогда не покидал Италию», ‒ говорит Наталья Метелица.
Список музеев, участвующих в экспозиции, не менее внушителен. Третьяковка, Русский, Эрмитаж, Центр Помпиду, музей Руана, Национальная галерея современного искусства Турина. Всего 25 коллекций ‒ 19 государственных и 6 частных. Разделенная на 12 сюжетов, соответствующих 12 жизненным кругам Сергея Дягилева, эта выставка рассказывает о странном времени ‒ начале XX века и не менее странном человеке. Его самого сложно назвать творцом, но, наверное, без его участия мир искусства России и Европы тех лет был бы другим.
Антон Николаев