Памяти Романа Виктюка

18 ноября 2020 10:24
Ушел из жизни Роман Виктюк. Выдающийся режиссер, он создавал свободный и смелый театр, наполненный красотой и поэзией. Вот, что говорят о мастере его друзья и ученики

Ушел из жизни Роман Виктюк. Выдающийся режиссер, он создавал свободный и смелый театр, наполненный красотой и поэзией. Вот, что говорят о мастере его друзья и ученики:

«Очень трепетный был человек. И юмор его от трепетности. Потому что любое нежное или, тем более, восхищенное к нему отношение он всегда сбрасывал куда-то в сторону. Только потому что запоминал его и потом всегда вспоминал тепло каждое доброе слово. Но в момент, когда это доброе слово говорилось, он как будто чуть внутри себя пугался и чуть тебя осмеивал», - сказал заслуженный артист России Дмитрий Бозин.

«Он сам был просто воплощением театра – руководитель, начальник, главный режиссер. Здесь Роман Григорьевич каждому из людей, которые мимо проходят, - свой, родной человек», - заявил актер, режиссер Игорь Неведров.

«Его фантазии опережали время, века. Он был инопланетный, вообще режиссеры, великие режиссеры, это всегда какие-то антимиры. И вот, когда я попала к нему, конечно, будучи совсем юной, я сначала ничего не понимала, но я ему очень поверила, и он, конечно, дал мне очень много, чем я пользуюсь до сих пор», - призналась народная артистка России Юлия Рутберг.

«Для меня он был особый школой, потому что ничего подобного до этого, да и после, я не играл, я тогда в единственный раз, но очень всерьез, столкнулся с творчеством Роман Григорьевича Виктюка, огромного мастера. Он, кажется, прошел ярчайший путь режиссера в нашей стране», - отметил народный артист России Константин Райкин.

О театральном мире Романа Виктюка и его самых ярких спектаклях расскажет Станислав Анисимов.

«Театр Смутного времени», - так критики отзывались о творчестве Романа Виктюка. Сложно найти режиссера, для которого неоднозначная эпоха 90-х стала столь плодотворной. Сложно найти режиссера, у которого были такие аншлаги. Впрочем, к историческому времени он относился скептически, представляя на сцене образы, лишенные бытовых примет. Не спектакли- ритуалы.

«Федра» по пьесе Марины Цветаевой, поставленный Виктюком в Театре на Таганке, стал переломным моментом в поисках принципов поэтического театра. Главную роль исполнила Алла Демидова. Объединив цветаевскую пьесу с отрывками из ее дневников, он поставил в центре героиню и спроецировал историю на судьбу поэтессы. Откровенные мизансцены, полумрак сцены, пластическое решение, позаимствованное из совместных репетиций с Хорхе Донном - все это станет тем, что позже назовут стилем Романа Виктюка, атмосферой «пряного порока».

Спектакль «Служанки» - театральный долгожитель, его Виктюк поставил в 88-м, в последнее время он шел на сцене уже в третьей редакции. Впрочем, в нем были сохранены все творческие находки мастера. Радиомикрофоны у артистов, чтобы усилить звук в огромном зале «Сатирикона», позволяли им не произносить, а нашептывать текст. У зрителя создавалось впечатление, что артисты обращаются именно к нему: произнося тексты, которые совсем недавно казались немыслимыми. 

Подчёркнутый эстетизм спектакля оказался не всем по вкусу. Пресса язвила, что Виктюк подает свои спектакли на блюдечке с голубой каемочкой. Сам режиссер на критику внимания не обращал. «От дураков я защищаюсь своими яркими пиджаками», - говорил режиссер. 

Музыкальное решение спектаклей Виктюка - притча во языцех. Это всегда цитаты. Он мог совместить в одной постановке классику, тяжелый рок и легкую, но не легкомысленную эстраду. И каждый раз эти партитуры вызывали неизменную реакцию у зрителя - эмоционального меньшинства - как говорил режиссер, ведь у автора эта музыка скрыта между строк пьесы.

Репетиции Романа Виктюка были отдельным спектаклем. Актеров не жалел, крики «идиот» и «гений» звучали чаще замечаний помрежа. Кто-то обижался и уходил от него навсегда. Сам режиссер не раз говорил, что так он играет на эмоциональной клавиатуре артиста, который в сущности - большой ребенок. 

В 91-м был создан Театр Романа Виктюка, на открытии которого зрителям представили спектакль «М. Баттерфляй». Шокирующая история французского дипломата Рене Галлимара, полюбившего китайскую оперную певицу Сон Лилинг, которая оказалась мужчиной. Герои спектаклей Виктюка - люди, для которых чувства важнее разумных поступков. Из-за этого они всегда вне системы, общества, семьи. На этот спектакль было не попасть, прежде всего из-за исполнителя главной роли Эрика Курмангалиева.

Виктюка интересовала не физиология и анатомия, а красота. Его влекла тайна, а не сухие факты. Тайну своего театра Роман Григорьевич никому не открывал, а разрешал лишь приобщиться к ней...

Станислав Анисимов

Новости культуры