МКАД приобрела новые функции

22 ноября 2020 15:32 Вести-Москва
Исполняется 60 лет с момента, когда было запущено движение по первому участку МКАД. Трасса стала не только крупнейшей магистралью, но и по-настоящему знаковым явлением в жизни столицы. Как менялась и меняется легендарная кольцевая?

Исполняется 60 лет с момента, когда было запущено движение по первому участку МКАД. Трасса стала не только крупнейшей магистралью, но и по-настоящему знаковым явлением в жизни столицы. Появилось понятие "замкадье", а сама дорога превратилась в один из символов Москвы. Как менялась и меняется легендарная кольцевая?

Самая длинная московская достопримечательность – 109 километров. МКАД – ее видно даже из космоса. В конце 50-х, когда ее стали строить, еще многие сомневались – а нужна ли такая дорога первой категории?

– По кольцевой магистрали совершили поездку руководители партии и правительства. Товарищи Хрущев, Козлов и Демичев внимательно ознакомились с новой автострадой.

Московская кольцевая автодорога началась примерно с этого места – от Ярославского шоссе она потянулась до Симферопольского. К ноябрю 1960 года была готова почти половина – 48 километров. Четырьмя полосами, по две в каждую сторону, МКАД на долгие годы очерчивал границы Москвы.

– В 1960 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР значительно расширились границы нашей столицы. Новой границей города стала Московская кольцевая автомобильная дорога.

Тогда названия всех новых районов оканчивались на "но" или "во". Бывшие деревни – Строгино, Люблино, Бибирево. И начинается панельно-блочный строительный бум. Заодно и дорожно-строительный – причем зачастую в непролазных лесах с волчьими ямами.

"Я застал своих коллег – планировщиков, которые выдвинули эту идею. И она тогда у начальства встретила какое-то такое отношение: "А чего нам дорогу строить – там волки бегают!" – вспоминает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. – Эта дорога дала очень интересный толчок – промышленно-строительных материалов, дорожного машиностроения. Тогда же мы не покупали зарубежную технику – все сами делали. Да, эта техника была очень примитивной, но, в общем, она позволяла строить".

На ударную стройку привлекали даже студентов-первокурсников МАДИ.

"Я в качестве студента-рабочего как раз и принимал участие в строительстве этой трассы. Я помню очень хорошо, что мы, наша бригада, планировали откосы", – рассказывает пенсионер Владимир Телегин.

Эти покрытые газоном откосы, развязки "клеверный лист" отлично видны в рязановской комедии "Берегись автомобиля!", где Деточкин ловко удирал, а инспектор резво догонял.

МКАД верой и правдой 30 лет справлялся с трафиком, позволяя транзитному транспорту не толкаться по Москве. Но к 90-м МКАД – это ямы, плохое освещение, высокая аварийность. Трассу стали называть "дорогой смерти".

В 1993-м вместо разделительного газона начали устанавливать сглаженный бетонный отбойник типа "Нью-Джерси" – и началась масштабная реконструкция. Вот тогда-то и можно было "весь день провести на МКАДе": в 1996-м мэр почти каждую субботу приезжал на МКАД с ревизией.

"Первое, что посетил Лужков – это 39-й километр кольцевой дороги. Здесь ведутся работы по ее обустройству: расширяют, облагораживают", – рассказывали в хронике.

И если кольцевая дорога в 60-х делалась на опережение времени, то МКАД "нулевых" – уже вдогонку назревшим потребностям.

Застрять на кольцевой можно и сегодня. ЦОДД следит за МКАДом через 2700 камер и предупреждает водителей: случилось что-то – уходи с трассы, здесь высокие скорости.

"Я в принципе могу обратиться и к зрителям тоже с таким призывом. Если какая-то неисправность в автомобиле, легкое ДТП – тут же постарайтесь покинуть проезжую часть, потому что это опасно, это – ваша жизнь", – говорит начальник дежурной смены ЦОДД правительства Москвы Сергей Стоянов.

МКАД сегодня забирает на себя те функции, которые ей не предназначались. Дорога из района в район – Москва-то растет. И как теперь разводить трафик? Идею построить каскад из сквозных скоростных транзитных дорог проектировщики предлагали еще в годы рождения МКАДа.

Тогда эта своеобразная "снежинка" из хорд на карте казалась фантастической, от идеи отказались, но сегодня это – реальность. Северо-Восточная хорда – от Шоссе Энтузиастов через Алтуфьево до Дмитровки – готова на 75 процентов. А вся система хорд устроена так, что тоже замыкается в кольцо, но каждая позволяет быстро выехать за пределы Москвы.

Этот проект завершат к концу 2025 года. Впрочем, все хордовые связки, по которым можно пролетать из округа в округ, откроются в течение двух лет.