Коронавирус не пощадил Владимира Фортова

29 ноября 2020 21:47
Ушел из жизни академик Владимир Фортов. Он создал целое научное направление – динамическая физика неидеальной плазмы. Человек самых разносторонних увлечений, он заражал своей любовью к жизни.

Автор: Евгений Решетнев

Большая утрата российской науки – скончался академик Владимир Фортов. На 75-м году жизни. Коронавирус не пощадил выдающего ученого. Автор пионерских исследований во многих областях физики и математики Владимир Евгеньевич возглавлял Российскую академию наук с 2013-го по 2017 годы. Но всегда оставался верен своему Институту высоких температур, где и создал целое научное направление – динамическая физика неидеальной плазмы. Человек самых разносторонних увлечений, он заражал своей любовью к жизни. Серьезно увлекаясь яхтенным спортом, Владимир Фортов мечтал отправиться в кругосветное путешествие. Коллеги Фортова обожали. Ученый мирового уровня всегда мог пошутить и поддержать.

Он родился сразу после войны, в 1946-м. И на всю дальнейшую его судьбу повлияли вот эти юношеские годы, когда он с друзьями пропадал на аэродроме (отец был военным) и на авиационных свалках, разбирая на запчасти списанные боекомплекты, хотел знать, как все работает. Страна же в это время запускала первый спутник и проводила ядерные испытания.

Фортов говорил, что это был золотой век науки и ему хотелось быть причастным "ко всему этому научно-техническому великолепию".

Советская наука в зените, режиссеры и писатели воспевают самоотверженность ученых. Фортов в это время заканчивает физтех, в 23 года защищает кандидатскую, а в 30 – докторскую. И создает целое направление, до него не существовавшее, – физика неидеальной плазмы.

"Это направление всегда было очень важным для ракетной техники атомной энергетики и, конечно, для обороны", – отмечал академик.

В одной из его уникальных лабораторий с самой большой в мире стальной взрывной камерой протекали процессы космического масштаба. Область применения плазмы – от бытовых приборов до ядерных ракет. Это самая последняя разработка российского ВПК – гиперзвуковой комплекс "Авангард". Ракета свой путь между континентами преодолевает в облаке плазмы.

Много лет возглавляя Институт физики высоких температур, Фортов изучал процессы горения и ударных волн, а результатами делился с атомщиками, чтобы те могли совершенствовать системы предотвращения аварийных ситуаций.

"Он всемирно известный ученый в области физики, ударных волн, физики плазмы взрыва, высоких температур. Это был физик, с которым интересно было поговорить на любую тему, он был блестящий рассказчик. Для нашей страны это огромная потеря", – отметил Юрий Балега, вице-президент РАН, научный руководитель Специальной астрофизической обсерватории РАН.

"Он был уникальный человек. Такой крупный, мощный. С мощной биографией и жизнью, умеющий обогреть. Поэтому дружить с ним было для меня удовольствием и счастьем", – сказал Андрей Каприн, гендиректор НМИЦ радиологии, директор МНИОИ имени П. А. Герцена.

Собрав все мыслимые академические регалии, в 90-е Фортов стал заниматься всей наукой в стране. Был министром науки и технологий и вице-премьером в то время, когда финансирование отрасли сократилось в десятки раз и утечка мозгов была лавинообразной. Президентом РАН Фортов стал тоже в непростой для организации период.

"Он все эти годы сражался за то, чтобы Академия наук сохранилась и была максимально полезна нашему государству и обществу". – подчеркнул глава РАН академик Александр Сергеев.

Фортов сочетал в себе уникальные качества, которые редко соединяются в одном человеке: и выдающийся ум, и нерядовые физические способности.

"Спортсмен, яхтсмен, один из участников сборной по баскетболу, кандидат в мастера спорта по шахматам. Участвовал в нескольких арктических и антарктических экспедициях", – сказал Александр Литвак, научный руководитель Института прикладной физики РАН.

"Сам он больше всего гордился правом носить серьгу в ухе, которую он получил как моряк, прошедший на парусной яхте пролив Дрейка. Он был и оставался всю жизнь любопытным мальчишкой, что позволяло ему сохранять интерес к науке", – считает Георгий Рыкованов, научный руководитель Российского федерального ядерного центра – ВНИИ технической физики имени академика Забабахина.

И если страсть к науке и технике, это благодаря отцу, военному инженеру, то тяга к путешествиям – от матери, учителя истории.

На парусной яхте он обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды в компании друга-академика, совершил переход от Антигуа в Карибском море до Шотландии. Фортов мечтал о кругосветке и наверняка отправился бы, будь у него больше времени, которому он, впрочем, знал цену.