Цифровая трансформация: зарубежный опыт и достижения России
Электронный документооборот, новые принципы предоставления государственных услуг, единая система идентификации с цифровыми профилями граждан и компаний, в конечном итоге — помощь в автоматизированных решениях, от уплаты налогов корпораций, до получения социального пособия пенсионерам, все это элементы проекта "Цифровая экономика". И тут удобно, что многое из этого списка можно не изобретать с нуля, а изучить удачные и не очень примеры тех стран, что уже пошли по этому пути раньше.
Павел Потеев, ведущий специалист Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС: "Есть традиционные лидеры, достаточно рано начали в Великобритании, подхватили в США, очень интересные вещи делает Китай. Есть лидеры, которые менее на слуху – это Южная Корея, Индия. Это государства, которые тоже необходимо отслеживать. Но цифра – это не только непосредственно государственное управление, это еще и те изменения, которые она приносит в экономику. И здесь, разумеется, интересен международный опыт платформ — это и китайское семейство Alibaba, и американский Amazon. В Японии есть своя экосистема платформ, то есть государства двигаются в этом направлении".
Иными словами, цифровое государственное управление — это не только и не столько услуги гражданам в электронном виде, сколько изменение самых принципов работы властных структур, по образу и подобию лучших примеров из области бизнеса, высокотехнологичного в первую очередь. И в этой части у России хватает собственных образцов для подражания. Благо "Яндекс", Mail.Ru, ABBYY, Acronis, "Лаборатория Касперского" или Positive Technologies в числе глобальных лидеров своих сегментов.
Павел Потеев, ведущий специалист Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС: "Совсем недавно, вместе с международным консалтинговым агентством мы сделали небольшое исследование, которое сопоставило ту планку, которая есть как раз в международном опыте трансформации госуправления. И мы увидели, что есть очень большое количество направлений, где мы смотримся весьма сопоставимо. То, что делает Федеральная налоговая служба Российской Федерации, то что делается в части государственных услуг, находится на вполне достойном уровне. И будет просто в корне неправильно сказать, что мы отстаем, что мы движемся в хвосте".
Что, впрочем, не отменяет международного обмена опытом и идеями — и на общефедеральном уровне, и на уровне отдельных городов. Как, например, Москва многое заимствовала из решений, ранее внедренных в Сингапуре. Этот город-государство известен очень высокими темпами цифровизации всего: тут и массовое видеонаблюдение, и управление транспортом и дорожным движением, и автоматизация системы штрафов. А вот в части организации платных парковок Москва Сингапур, говорят, опередила.
Ксения Ткачева, Директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС: "Сингапур, я бы сказала, он вдохновляет тем, за какой короткий срок каких больших результатов им удалось достичь. И несмотря на наш размер, несмотря на всю сложность в нашем контексте это вдохновляет и ускоряет нас".
Олег Логвинов, заместитель руководителя Аналитического центра правительства Российской Федерации: "Я понимаю, что это больше порт и консалтинг, но я посмотрел, что промышленность тоже присутствует. И подготовка нефтяной платформы – это одно из лидирующих производств в Сингапуре, очень схоже с нашей нефтянкой. И если мы получим тот багаж знаний и технологий, которые есть там, я думаю, что это сделает прорыв в нашем государстве".