"Он был поэтом кинематографа". О творческом принципе Ким Ки Дука
Корейский кинорежиссёр Ким Ки Дук умер от осложнений коронавируса. В прошлом году он возглавлял жюри Московского кинофестиваля, где получил приз «За вклад в мировой кинематограф». О режиссёре вспоминает президент ММКФ, народный артист РСФСР Никита Михалков.
«Я никогда не мог представить себе, что человек, который снимает такие фильмы, сам по себе, вот такой, каким я его узнал, когда он приехал. Это удивительно цельный, удивительно трогательный и самостоятельный в своем творчестве человек. И что мне кажется очень важным, что он умел через сегодняшний день передать эту невероятную корневую систему вообще национального искусства корейского. А его трогательная наивность, которая умножается на его невероятную художественную независимость, сделали из него, на мой взгляд, режиссера реально мирового уровня. Убежден совершенно, что такого режиссера реально не будет хватать в мире, потому что это его нишу занять трудно. Это печально», - заявил Михалков.
Ким Ки Дук часто повторял: «В моих фильмах много трагического. Но если герой умирает - значит, он просто перерождается в другой жизни». О методе мастера - Станислав Анисимов.
Фильмы Ким Ки Дука - ритуалы, многочасовые, неспешные диалоги. Сентиментальность и нескрываемая жестокость. Так режиссер создавал неповторимую исповедальную интонацию своих картин.
«Это был настоящий поэт кинематографа, но из категории тех, которых называют проклятыми поэтами. Его жизнь была сложной, мучительной, он был в конфликте с окружающим обществом. И в Корее у него были очень сложные взаимоотношения, и с киносредой, и с кинокритикой», - заметил киновед Андрей Плахов.
В кино он пришел после 30, по его собственным словам, слишком поздно. В юности будущий режиссер увлекался живописью, изучал изобразительное искусство в Париже. Фильмы Ким Ки Дука запоминаются не только поэтическим настроением, но и яркими живописными образами.
«Я люблю фильмы, которые задают вопросы. В кино я не ищу ответов, скорее я ищу правильно поставленные вопросы, именно они и заставляют задуматься», - говорил он.
Место действия лент Ким Ки Дука - замкнутые и туманные пейзажи. Они часто депрессивные, но, по мнению режиссера, таков мир, если заглянуть под его поверхность. И если на первый взгляд эти места могут показаться абстрактными, то при ближайшем рассмотрении, они очень похожи на те, что нас окружают в повседневной жизни.
«В кино мне важен прежде всего сюжет. Хорошая история - основа всего. На экране она обретает свой визуальный образ: место действия, композицию, цвет. Для меня на первом месте - сценарий, а картинка уже на втором», - заявил режиссер.
Сюжеты его фильмов изобиловали натуралистичными сценами насилия, по-восточному жестокие, он снимал их с эстетской утонченностью. Это и стало отличительной чертой режиссуры Ким Ки Дука. Не все могли вынести такое кино. А сам режиссер удивлялся: жизнь-то бывает и страшнее в своих проявлениях.
«В своих фильмах я пытаюсь поставить вопрос о месте человека в мире и жизни. Для меня важно, каково его истинное предназначение. Мне интересны фильмы режиссеров, которые пытаются обозначить этот вопрос», - заявил режиссер.
В своих последних работах Ким Ки Дук наблюдал за своими героями и событиями, в которых они участвуют, отстранённо, с дистанции. Стараясь вобрать в поле зрения не только конкретного человека, но мир и людей в целом, в том числе и самого себя. Ким Ки Дука называют главным гуманистом корейского кино.
«Может быть именно это оказалось каким-то образом близко, и он вызывал и сочувствие, и сопереживание, и его страстность, его может быть какие-то даже ошибки и неудачи все равно как-то очень трогали сердце, и он был нам близок», - пояснил Плахов.
Не только певец изощренной жестокости, но и лирический романтик, этим противоречивым сочетанием, запечатленным в его фильмах, Ким Ки Дук навсегда останется в истории кино.
Новости культуры