«Меня могут обвинить в том, что я делаю что-то "нормальное"»: Ким Ки Дуку исполнилось бы 60

20 декабря 2020 10:30
Раньше в Корее считалось, что жизнь после 60-ти — это время, отпущенное человеку сверх нормы. Южнокорейский режиссер и сценарист Ким Ки Дук до подведения итогов не дожил девять дней.

60 лет — важная дата в жизни каждого корейца. Именно в этот день отмечается хвангаб (или хвэгаб), так называемый корейский юбилей. Это время подведения жизненных итогов, т. к. завершается первый полный зодиакальный цикл по восточному календарю (их всего пять, каждый длится 12 лет). Раньше в Корее считалось, что жизнь после 60-ти — это время, отпущенное человеку сверх нормы. Южнокорейский режиссер и сценарист Ким Ки Дук до подведения итогов не дожил девять дней.

Вся история жизненного пути корейского режиссера — это отражение буддийской философии: есть взлеты и падения, извлекай из них свои уроки и продолжай выполнять свое предназначение. Правда, с предназначением Ким Ки Дук определился не сразу: работал на заводе, пять лет прослужил в морской пехоте, потом видел свою миссию в том, чтобы стать священником. У него был талант к живописи. На родине будущий режиссер подрабатывал продажей своих картин, а потом поехал совершенствовать мастерство в Париж. В Европе он увидел «Молчание ягнят» Джонатана Демме и «Любовников с Нового моста» Леоса Каракса, оказавших на него неизгладимое впечатление. Так в жизнь 31-летнего живописца вошел кинематограф.

Как говорится в известной шутке, у буддиста нет цели, только путь, и путь корейского режиссера к славе был извилистым: до мирового признания Ким Ки Дук снял 13 фильмов. Среди них — скандально известный «Остров» (2000 г., номинация на «Золотого льва» и специальный приз Венецианского кинофестиваля). Именно с этой картины европейские критики начали говорить о Ким Ки Дуке, как о новом голосе азиатского кинематографа.

Успех на кинофестивалях пришел с философской картиной-притчей «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» (2003 г.), который получил сразу же несколько наград. Затем последовали драматический триллер «Самаритянка» (2004 г., «Серебряный медведь» Берлинского международного кинофестиваля), романтические драмы «Пустой дом», «Время», «Вздох». Настоящий триумф принес Ким Ки Дуку фильм «Пьета» (2012 г.), завоевавший пять премий Венецианского кинофестиваля, включая «Золотого льва» за лучший фильм. Его стиль стал узнаваемым — непредсказуемые и порой необъяснимые перипетии сюжета, минимум диалогов, наличие метафор и символов, нередко возникающие сцены насилия наряду с завораживающими картинами природы.

Он признавался, что никогда не боялся показать темные стороны корейского общества и порочность человеческой натуры, за что, возможно, его не особо любили на родине. «Я боюсь, что меня могут обвинить в том, что я делаю что-то „нормальное“», — говорил он, подчеркивая самобытность своего кинематографического метода. После 2018 года режиссер много снимал на постсоветском пространстве. В 2019 году был председателем жюри Московского международного кинофестиваля. В 2020 году вышел его последний фильм «Растворяться», снятый в Казахстане.

11 декабря 2020 года стало известно, что Ким Ки Дук умер в возрасте 59 лет в Латвии от осложнений после заболевания COVID-19. В год, когда корейские режиссеры праздновали свой международный триумф — фильм «Паразиты» (реж. Пон Чжун Хо) получил несколько «Оскаров», а картина «Женщина, которая убежала» (реж. Хон Сан Су) завоевала «Серебряного медведя» в Берлине — 60 лет исполнилось бы тому, кто вызвал новую волну интереса к корейскому кино в кинематографическом мире.
 

Фото: Татьяна Волобуева