В Третьяковской галерее готовят ретроспективную выставку Константина Кузнецова

30 декабря 2020 20:02
Большую часть жизни художник прожил во Франции. На родине, в России, его творчество долгое время было практически неизвестно.

В Третьяковской галерее готовят ретроспективную выставку «русского француза» Константина Кузнецова. Большую часть жизни художник прожил во Франции. На родине, в России, его творчество долгое время было практически неизвестно. Юлия Кундрюкова продолжит.

Последний раз его картины были на выставке в России больше ста лет назад. Здесь, в Третьяковке, есть около десятка работ, которые еще принадлежат потомкам. Их отправили из Франции в Москву между карантинными запретами. «Чудом успели», - говорит Екатерина Усова, куратор выставки, и одна из тех, кто обнаружил работы Кузнецова.

«Мы их распаковали две недели назад, и оказалось, что на этой картине, вот в этом месте есть маленькая дырочка. Реставратор Третьяковской галереи смог эту дырочку заделать так, что ее практически не видно. Это автопортрет Константина Кузнецова, он написан им в мастерской на бульваре Клиши», - отметила Усова.

«Последний рыцарь импрессионизма», - так назвал его французский критик Франсуа Тьебо-Сиссон. Константин Кузнецов родился в Нижегородской губернии, в купеческой семье. И неожиданно для всех в 36 лет уехал в Париж учиться. И довольно быстро настолько влился в в художественную жизнь, что стал полноправным участником Парижских салонов.

«Импрессионизм - не только метод. Потому что у Кузнецова очень часто это не так похоже на то, что мы привыкли понимать под импрессионизмом - раздельный мазок - у него разные мазки, прямо скажем. Но вот это чувство мгновенности жизни мира, того, как в это мгновении в этом мире меняется свет, тень, живет этот мир, и стремление это чувство жизни как-то запечатлеть, вот это в нем оставалось всегда», - заявила учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки Татьяна Юдкевич.

Имя Константина Кузнецова в России почти забыли, но исследователи Екатерина Усова и Константин Ещеркин вышли на родственников художника в Париже. Внучка Константина Кузнецова согласилась передать сотни его работ на родину. Всё это время они бережно хранились на антресолях.

«Меня очень тронуло то, что из Москвы приехали специалисты, которым интересно творчество дедушки. Я всегда думала, как было бы здорово, если бы некоторые из его картин вернулись на родину», - заметила правнучка Константина Кузнецова Катрин Вейре. 

Около четырех сотен работ отправились в Россию, здесь их бережно реставрировали. В том числе и эту ширму. Кузнецов сделал ее сам на грубом холсте - в 20-ые годы, после революции в России на качественный материал средств не всегда хватало. А хранилась ширма почти сто лет в гараже.

«В гараже бегали мышки, прогрызли дырочку в холсте, то есть всё вот это - пыль и загрязнения, и обветшавший холст, нити холста утратили свою прочность», - подчеркнула реставратор живописи Ольга Архангельская.

Теперь всё привели в порядок. Включая работы, написанные на Бель-Иле - это особое место для французских художников. На этом острове искали вдохновение Матисс, Моне и многие другие. Кузнецов и здесь стал первым русским.

«Единственный из русских посетил этот остров, и он в общем-то чувствовал в себе силы творческие, потенцию реально посоревноваться, посоперничать с уже известными мастерами, с признанными», - рассказал директор фонда художника Константина Кузнецова Константин Ещеркин.

Целый зал на выставке посвящен эскизам к картине, которая пока считается пропавшей. Это монументальная композиция «Рыбаки в Конкарно».

«Оригинал этой картины был приобретен в государственное собрание Франции после Французского салона. Но сейчас его местонахождение неизвестно. Во время первой мировой войны эта картина была перемещена в региональный музей Франции, и с тех пор ее следы теряются. Но мы собрали максимальное количество эскизов к этой работе», - поделилась куратор выставки Екатерина Усова. 

В отдельном зале есть снимки, которые делал сам Константин Кузнецов, работая над этим полотном. Вот тот самый рыбак, который на холсте художника станет светлее и ярче. В более поздний период - 20-ые годы, когда связь с родиной будет всё слабее, когда погибнет сын, полотна Константина Кузнецова станут более драматичными. Но по-прежнему в духе импрессионизма, которому художник не изменял до последних дней.

Новости культуры