Спектакль "Ромул Великий" показали в театре Вахтангова
В вахтанговском театре идут премьерные показы спектакля "Ромул Великий" Фридриха Дюренматта. В отличие от других пьес швейцарского драматурга, эту ставят нечасто. Режиссёр спектакля Уланбек Баялиев говорит, что воспринял её "как вызов", работать с такими текстами все равно что решать задачу высшей математики.
Когда молодой режиссер Уланбек Баялиев взялся за пьесу "Ромул Великий" Фридриха Дюрренматта, оказалось, что 2021-й – год столетнего юбилея и этого драматурга, и театра Вахтангова. На этой сцене Уланбек работает не первый раз. Ставил "Грозу", теперь – материал сложный и малознакомый нашему зрителю. "Исторически недостоверная комедия" – так говорил про своего "Ромула Великого" сам Дюрренматт, называя себя при этом "самым мрачным из всех существующих комедиографов".
"Дюренматт умеет, он здорово обманывает нас – он погружает из одного жанра в другой, он постепенно ведёт в разных жанрах. И если его держать строго в одном жанре, то есть ощущение, что это не сработает так, как это должно быть, не зазвучит", – заявил режиссер Уланбек Баялиев.
Отсюда такое ироничное и балаганное начало этой истории про условно "последнего императора Римской империи" якобы в 476 году. В середине зритель обнаружит трагедию шекспировского масштаба, которая перейдёт в политическую драму. К финалу трагифарс снова возьмёт верх. Всё для того, чтобы стало понятно: эта пьеса ни про Ромула. Сыграть его мог лишь артист уровня Владимира Симонова, говорит режиссер. Народный артист России в философию и представление о мире своего неоднозначного героя явно проник.
"Как это "вести лишь будоражат мир". Я хочу взбудоражить, я хочу взбудоражить это вещество, которое находится в голове, под названием мозг, чтобы думали, чтобы рассуждали. Есть проблема у мира колоссальная. И знают её, и пытаются ликвидировать её, но не всегда получается. Почему?" – размышляет народный артист России Владимир Симонов.
Уроки Второй мировой войны в пьесе, написанной в 1948, на лицо. Герой Симонова довёл Империю до полного вырождения и краха. Её вот-вот захватят германцы, которые считаются абсолютно всемогущими. Размышления о мире и войне, об устройстве бытия помещены здесь в форму, напоминающую игрушку "Калейдоскоп". Когда – что ожидать после следующего поворота – не ясно, но в итоге картина складывается очень эффектная.