Во Всероссийском музее декоративного искусства – выставка "100 историй"
Выставка-исследование "100 историй" открылась во Всероссийском музее декоративного искусства. Произведения для экспозиции были отобраны не только сотрудниками, но и приглашенными гостями. Что повлияло на их выбор – в репортаже Юлии Струковой.
Сто предметов, сто историй, сто человек. Выставка-исследование о советском времени – в воспоминаниях, вещах, текстах самых разных людей. Музейных сотрудников, деятелей культуры, политиков, журналистов. Разных поколений – от писателя Людмилы Петрушевской до певицы Монеточки.
"Первый шаг был таков, что нужно было выбрать раздел – ткани, фарфор, дерево. В зависимости от того, что выбирал гость дальше предлагались варианты – посетить наше закулисье, то есть фонды совместно с хранителем, и выбрать этот предмет", – рассказала куратор проекта Алина Сапрыкина.
Из 250 тысяч предметов директор музея Елена Титова выбрала триптих "Согдиана" художника завода в Гусь-Хрустальном.
"Здесь тема исторического исследования, размышления о евразийской общности народов. Согдийские племена, впитавшие в себя множество культур", – сообщила директор Всероссийского музея декоративного Искусства Елена Титова.
Александр Васильев выбрал платье в русском стиле. Работа Вячеслава Зайцева.
"Белый лен в сочетании с люрексовыми мережками, говорит об эпохе дефицита. В ту пору не все могли себе позволить то, что возможно сегодня. Но желание выделиться, вкрапить народную традицию, любовь к стране было уделом многих модельеров", – отметил историк моды Александр Васильев.
Костяные якутские шахматы "Олонхо" в виде звероподобных языческих богов с перекошенными лицами подкупили режиссера Павла Лунгина – вроде бы совсем не соответствуют рафинированной природе шахмат.
"Эти шахматы сводят все к мифу, что наша жизнь – это борьба темных и светлых сил. Мне кажется это интересно всегда", – сказал режиссер Павел Лунгин.
Выбор Феклы Толстой – фарфоровые бюсты Мейерхольда и Станиславского – сделанные по шаржам Кукрыниксов.
"Это тогда было популярно, тогда так к этому относились с удовольствием, подтрунивая над Станиславским и Мейерхольдом – мы так сейчас не можем относиться к этим людям. То ведь величайшие классики театральные и потому что мы знаем их судьбу. Станиславский в 1937 году умер в своей постели, а Мейерхольд в 1940-м был убит", – сообщила журналист, телеведущий Фекла Толстая.
История времени, вещей и впечатлений – многослойная, ностальгическая и светлая. В музее говорят, что это исследование – репетиция к 2022 году. К столетию образования Советского Союза готовят обширную экспозицию.