140 лет назад родился Яков Протазанов

04 февраля 2021 20:50
Среди его картин был первый советский фантастический фильм. Об истории создания «Аэлиты» – в видеосюжете.

4 февраля исполняется 140 лет со дня рождения Якова Протазанова – режиссёра, который работал во многих стилях и жанрах. Среди его картин – и первый советский фантастический фильм. Об истории создания «Аэлиты» Станислав Анисимов.

«Из-за бедности технических возможностей у нас, на Руси, массовые сцены заменяются марсовыми», – заметили первые зрители фильма «Аэлита». Экранизация фантастического романа Алексея Толстого о путешествии землян на Марс – попытка создания яркого, эффектного и немного скандального кинохита.

«В сценарии или в одном из вариантов сценария говорилось о марсианских фашистах, как раз тогда 24-й год, первые слухи о фашизме», – заявил киновед Сергей Каптерев.

Режиссер Яков Протазанов позаботился о каждой детали в своем фильме. Эскизы костюмов для марсианских эпизодов он заказал у Александры Экстер – «Амазонки авангарда», создавшей свой футуристический стиль, который нашел отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах.

«Она начинала как кубистска, вернее сделала себе имя как кубистка. И вот ее кубизм приобрел характер не просто формальной какой-то структуры, а такого, немножко таинственного, сияющего светом мира», – пояснила старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Экстер не боялась экспериментов и при изготовлении костюмов использовала самые неожиданные материалы: картон, металл, пластик. В них было неудобно двигаться актерам, но это создавало особую марсианскую пластику героев. Декорации в духе театральных постановок Александра Таирова выполнил Виктор Симов.

Идею рекламной кампании позаимствовали из этой «земной» части фильма: загадка, над которой бились инженеры Лось и Спиридонов, была опубликована в газетах под видом рекламных объявлений. Сегодня номера этих газет хранятся в библиотеке, поэтому об этой громкой мистификации – только шепотом.

Реклама была не только необычной, но и агрессивной: публикация располагалась сразу на четырех полосах газеты. Читатель такую точно не пропустит. А учитывая, что смысл этих слов совершенно непонятен, заинтересуется: что же такое Анта, Одэли, Ута. Уже в следующем номере была подсказка.

Авторы мистификации уточняли: это телеграммы, полученные из космоса, с планеты Марс. Еще через неделю они графически выделили в них название будущего фильма. И только потом сообщили: съемки фильма «Аэлита» закончены. Спешите в кинотеатр. Из кинотеатра зрители выходили под впечатлением – не столько от сюжета, сколько от внешнего вида героев. И тут же хотели его повторить.

«В 20-х годах женщины вообще не красились ярко. Это был моветон. То есть такой яркий макияж позволялся только актрисам и звездам. Но так как индустрия красоты очень сильно развивалась, то в конце 20-х годов такой нарочитый макияж начали использовать обычные женщины в повседневной жизни», – заметила визажист Ксения Тунякина.

Грим Аэлиты превратился в модный макияж. Цвет лица – на два тона светлее. Линии подчеркнуто геометричны, губы и глаза графично прорисованы, нижнее веко оттенено, чтобы добавить драматичности образу. В жизни получалось ярко и эффектно. А вот в черно-белом фильме – это была вынужденная необходимость. Актеров гримировали так выразительно из-за низкой чувствительности пленки. «Аэлиту» не допустили к прокату за рубежом, хотя в итоге она нелегально все же «просочилась» на Запад.

«Мы знаем, что он повлиял на несколько вещей: на «Метрополис» Фрица Ланга. По крайней мере своей декоративной частью, на серию книг о Флеше Гордоне», – добавил Каптерев.

История восстания против диктатуры на другой планете стала популярной в Америке в среде поклонников научно-фантастических комиксов. Получила телевизионное и киновоплощение. А вот автору «Аэлиты» Алексею Толстому фильм совсем не понравился. Протазанов исказил сюжет романа, чем и вызвал недовольство писателя.