Выставка отца и сына Тьеполо открывается в Пушкинском музее

10 февраля 2021 20:14
Вставка итальянских живописцев отца и сына Тьеполо начинает свою работу в Пушкинском музее.

В Пушкинском музее все готово к открытию выставки "Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико". Экспозиция включает все работы этих живописцев, находящиеся в столичных собраниях. Первыми выставку осмотрели журналисты. Алия Шарифуллина поделится впечатлениями.

В последний раз в одном пространстве эти полотна встречались 20 лет назад. Произведения Тьеполо — отца и сына — снова в семейном кругу. Из коллекции музея усадьбы "Архангельское" привезли две огромные картины (здесь они ключевые) начинают рассказ о "московской жизни" венецианских художников. История российской коллекции — открытие и для самих итальянцев.

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в Российской федерации Паскуале Терраччано: "Впервые я увидел эти полотна около двух лет назад в усадьбе "Архангельское". Тогда я удивился, узнав, что уже в конце XVIII века в России были люди настолько неравнодушные к итальянской живописи. Эта работа "Пир Клеопатры" — одна из моих любимых. Здесь сочетается невероятный реализм с чем-то сказочным, мифологичным. В этом ощущается свобода".

Эту свободу и легкость Джамбаттисты Тьеполо — последнего представителя барокко в европейском искусстве — одним из первых в России оценил Николай Юсупов. Если Екатерина Великая своих "итальянцев" покупала из вторых и третьих рук готовыми коллекциями, то Юсупов картины Тьеполо приобретал в мастерской самого художника. В 1800 году князь купил 6 полотен и специально выстроил для них в своем имении Архангельское отдельный зал. Эти картины в России находятся более 200 лет.

Вадим Задорожный, директор музея-усадьбы "Архангельское": "Работы провисели в Архангельском с 1815 до 1890 года, в 90-е они были перевезены во дворец на Мойке и находились там до 1925-го, до конца революции. В 28-ом они уже были преданы в Архангельское, в годы войны они были свернуты и переехали в Екатеринбург, после чего снова вернулись. Это очень сложное психологическое состояние для картин. В этом стрессе живопись находись в течение нескольких лет".

Еще три композиции, украшавшие зал Тьеполо в Архангельском, после революции поступили в Пушкинский музей. Об авторстве "Смерти Дидоны" специалисты много лет спорили, но после реставрации полотна, под потемневшим слоем лака открылись такие краски и манера письма, что сомнений не осталось. Но московская жизнь венецианского художника, это не только собрания Юсупова. Эта "Мадонна" поступила в музей в 1931 году из Антикварита, ее обменяли на две работы Боттичелли.

"Абсолютный итальянец, в котором очень много живого внутри, прекрасно чувствует цвет и форму. Нам очень хотелось сделать инъекцию прекрасного итальянского искусства, энергии жизни, которой нам так сегодня всем не хватает", — отметила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

"Тьеполо рисовали настолько много и настолько большие картины, что ими можно заботливо прикрыть всю Венецию, а воздуха и глубины в них хватит, чтобы заменить небо", — писали критики. Джандоменико, младший сын Тьеполо работал в мастерской отца, долгое время считался лишь его интерпретатором. Но наследник декоративного таланта оказался более смелым экспериментатором. С насмешкой художника века Просвещения он наблюдал и анализировал жизнь.

Виктория Маркова, куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина: "Он мастер офорта, прекрасный рисовальщик. Его офорты оказали большое влияние на Гойю. Это светлое, темное, характер штриха Гойя заимствовал у Тьеполо. Получается, Тьеполо перекинул мостик из века XVIII в век XIX".

После смерти отца Джандоменико создает бесконечную серию графических работ, почти отказываясь от живописи. В коллекции Пушкинского музея — более 30 его рисунков. В экспозиции их будут менять согласно графику графики.