"Рембрандт видеоарта". В Москве показали работы Билла Виолы

01 марта 2021 20:06
Музей впервые столь широко представляет в главных залах медиаискусство.

Выставка американского художника Билла Виолы – классика мирового видеоарта – открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Музей впервые столь широко представляет в главных залах медиаискусство. Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ. Экспозицию под названием «Путешествие души» изучила Алия Шарифуллина.

К этой выставке в Пушкинском музее готовились 5 лет. Художник Билл Виола долго присматривался к пространству. Для него вхождение на территорию классического искусства – не интервенция и даже не компромисс. Здесь нет конфликта. Радикализм Виолы в том, что он не создает, не меняет, не отражает, а углубляет реальность, открывая в ней дополнительное – медиа – измерение.

«Он обращен ко всему тому, в чем мы живем в последнее время. Очень глубоким, глубоко скрытым, но очень важным эмоциям, чувствам, рефлексиям, трансформациям, которые переживает человек и человечество сегодня. Поэтому он так обращен к самым разным традициям философским, поэтому он много путешествовал в поисках смысла», – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Путешествие человека от рождения до смерти, трансформации, происходящие с его душой –главная тема «видеоживописи» Билла Виолы. Техника помогает художнику стереть границы между видимым и невидимым, ясным и необъяснимым. Много лет Виола путешествовал по миру: Тунис, Япония, остров Фиджи. Не менее разнообразны, чем географические приключения, путешествия духа – от дзен-буддизма до исламского суфизма, от поэзии Уолта Уитмена до кино Андрея Тарковского. Знания Билла Виолы нашли отражение в его искусстве, но оно обращено не к разуму зрителя, а к его чувствам.

«Для Пушкинского музея это, наверное, подвиг. Потому что в стенах классического музея внести искусство видеоарта, который сейчас является молодым, прогрессивным. Эти картины и работы, которые представлены они показывают внутренний, эмоциональный мир человека в его развитии», – пояснил вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.

Он экспериментирует с пленочной, военной, телескопической камерами. Некоторые работы даже снимал при содействии студии Джорджа Лукаса. Но свое вдохновение Виола находит не в новой технологии, а в ее корреляции с искусством прошлого. За это художника называют «Рембрандтом видеоарта» или «Караваджо эпохи хай-тек». Пушкинский музей прямых сопоставлений не дает, предлагая зрителям самостоятельно искать параллели с эпохой Ренессанса и барокко.

«Он вспоминает, как он в 70-е работал во Флоренции (он работал техником в видеостудии), ходил в церкви, ходил смотреть на разных мастеров. И говорил, что именно здесь родилось современное искусство. Почему? Потому что человек в церкви погружается внутрь произведения искусства – там есть звуки, там пределы с жизнеописаниями святых. Ты смотришь это как кино, для того времени -это и было кино. Ты двигаешься вместе с этим, соединяешь со светом церковным, со звуками, которые там льются», – отметила куратор выставки, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Шишко.

По выставке не будут водить экскурсии – это условие художника. «Между зрителем и тем, что ему предстоит пережить, посредников быть не должно». Искусство Виолы, как жизнь, не требует подготовки. Оно, как жизнь, предлагает каждому испытать свой экзистенциальный опыт.