Гаражная амнистия: "легализованные" гаражи стоят дороже, а продаются проще
С Сентября нынешнего года вступает в силу так называемая гаражная амнистия. Постройки для стоянки автомобилей, а также земля под ними фактически перейдут в легальное поле. Эксперты отмечают: с такими гаражами легче проводить какие-либо манипуляции, в частности – продавать.
"Гаражи – они никому не мешают. Стоят уже 25 лет", – показывает автовладелец Анатолий Макаров из Тамбова.
И все это время Анатолий, как и десятки других владельцев соседних гаражей, документов на свое имущество не имеют. Узаконить автомобильные боксы, построенные еще в 1990-х, не получалось из-за бюрократической волокиты. Но, услышав новость про гаражную амнистию, мужчина обрадовался: неужели, права собственности он сможет получить уже в ближайшее время?
"Будем надеяться, что наши гаражи узаконят и с нами заключат договор на землю, на аренду земли, чтобы мы платили спокойно, чтобы никто нам не мешал", – говорит автомобилист.
Узаконить свои гаражи уже долгое время мечтают тысячи россиян. Сейчас в законодательстве нет отдельного документа, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов, а также определения понятий "гараж" и "гаражно-строительный кооператив". В итоге многие гаражи оказались вне правового поля.
Сейчас в России около 3,5 миллиона таких незарегистрированных объектов. Но с 1 сентября 2021 года ситуация может в корне поменяться. Госдума в первом чтении приняла законопроект об упрощенном порядке оформления прав россиян на гаражи – гаражную амнистию. Планируется, что действовать она будет до 1 января 2026 года.
Зарегистрировать, правда, получится не все постройки для хранения автомобилей, а лишь те, что возведены до начала действия Градостроительного кодекса, который определил порядок строительства капитальных объектов, то есть до 30 декабря 2004 года.
"Речь идет об официальных гаражах, которые сейчас в правовом поле полуофициальные, потому что нет документа о праве собственности. Речь идет о гаражно-строительных кооперативах, товариществах, – пояснил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. – Что касается самовольных строений, конечно, это не будет попадать (под действие закона – ред.) и ракушки тоже не будут попадать".
Чтобы утвердить права на собственность, понадобится целый перечень документов, например, справка, которая подтвердит членство в кооперативе, документ на распределение гаража в советском хозяйстве, технический план на гараж и другие. Процедура узаконивания прав для всех граждан будет бесплатной. Но главный плюс – оформленные гаражи наконец-то можно будет дарить, продавать или покупать официально, что, конечно, принесет владельцу безусловную выгоду.
"Неоформленные не стоят ничего. Потому что – а как их продать? Это не очень понятный способ продажи, когда кто-то кому-то дает деньги и получает ключи. Поэтому, конечно, когда гаражи будут оформлены, у них появится нормальная рыночная цена", – говорит член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов.
Что касается рыночной стоимости, то по итогам года средняя по стране составила 250 тысяч рублей. Самые дорогие – железобетонные гаражи, такие можно приобрести в среднем за 310 тысяч; кирпичные – за 220-240; бюджетный вариант, металлические, обойдутся в 80 тысяч рублей.
Кстати, уже сейчас с появлением новости о гаражной амнистии спрос на покупку гаражей вырос на 12 процентов. Наиболее заметный потребительский бум зафиксирован в Новосибирске, Калининграде, Кирове, Омске, Севастополе и Ульяновске. Власти уверены: когда законопроект примут, рост спроса на постройки для хранения автомобилей может вырасти по всей стране.