В российский прокат выходит фильм "Земля кочевников"
Золотой Венецианский лев в Европе и Золотой глобус в Америке — уже два крупных трофея у создателей фильма "Земля кочевников". "Глобус" пришёл на этой неделе. Со следующей недели — прокат у нас, в России. Фильм об ощущении потери и ожидании нормальной жизни.
Эти чувства сегодня парадоксально объединили тех, кто в период изоляции оказались запертыми в собственных домах, с теми, кого жизнь замкнула в непрерывном лабиринте дорог. Фильм не то чтобы художественный, не то чтобы документальный, он точно авторский, а художественное и документальное в нём в какой-то правильной пропорции.
Художественность не доведена до фальши, документальность до нравоучительности. А смыслом и сутью этот фильм действительно тянет на высокую оценку, и ценен он тем, что узаконивает одиночество, он поднимает малоимущих и НЕимущих на высоту полноправия.
"Я не бездомная, у меня просто нет недвижимости. Это ведь не одно и тоже?!" — объясняет персонаж Фрэнсис Макдорманд девочке в супермаркете, одной фразой проговаривая главную идею фильма. После закрытия градообразующего предприятия, потери работы и смерти мужа, Фёрн продает имущество и отправляется в путь, оставляя позади опустевший город с ироничным названием Эмпайер ("империя"). Её дом теперь — старый фургон, её сюжет — дорога, ее жанр — роуд-муви.
"Земля кочевников" следует великой традиции американского кино — традиции вестерна, освоения бесконечных просторов страны. Но в это путешествие отправляются совершенно другие герои — не символы Америки — пожилые люди без работы, дома и семьи. Режиссера фильма Хлою Чжао критики называют самым проницательным исследователем американского духа в кино. В своих картинах она рассказывала о жителях индейской резервации и современных ковбоях. В основе этого фильма —документальная книга Джессики Брудер "Земля кочевников: выжить в Америке XXI века".
Хлоя Чжао, режиссёр: "Я давно мечтала сделать фильм о современных странниках, но всегда думала, что это будут молодые герои. После прочтения книги для меня открылся совсем другой мир — пожилых кочевников. Они живут в доме на колесах по разным причинам: для кого-то трейлер — единственное, что у них осталось; а для кого-то это осознанный выбор и целая философия. Это не политическое кино, а универсальная история — о потерях и обретении себя в одиночестве".
Идея экранизировать книгу принадлежит актрисе и продюсеру фильма Фрэнсис Макдорманд. Однажды она сказала мужу Джоэлу Коэну: "Когда мне будет 65, я сменю имя на Фёрн, куплю фургон и отправлюсь в путь". Это и стало основой героини "Земли кочевников". Почти все персонажи картины — не профессиональные актеры, а реальные люди: сезонные рабочие, бродячие музыканты, продавцы в придорожных кафе, рассказывающие собственные истории. Чтобы оказаться наравне с этими героями, Макдорманд несколько недель работала кассиром в супермаркете, смотрителем в Национальном парке, собирала сахарную свёклу, упаковывала коробки на складах "Амазон".
Фрэнсис Макдорманд: "Это территория документальной правды, куда нужно было войти максимально аккуратно, быть невидимым, чтобы люди нам раскрылись по-настоящему. Моей задачей было не играть с актерским надрывом, а просто молчать и слушать. За этими простыми, наивными сюжетами, маленькими человеческими трагедиями встает панорама огромной цивилизации".
Макдорманд говорит, что выводит на передний план маргинальных персонажей. Но скорее она выводит мир на большой экран. Одиссея без пункта назначения. О бегстве от себя и поиске себя — одновременно. Без голливудского финала, где героиня фильма обязательно нашла бы свое пристанище и любовь. Создатели картины намеренно деконструируют американскую мечту — реальная жизнь устроена совсем иначе. И это не обязательно плохо.
"Мне нравится, что мы разрушаем этот традиционный романтичный шаблон. Мы даем нашей героине карт-бланш на свободу дальнейших действий. Потеряв все, отказавшись от прошлого, люди чувствуют пустоту и беззащитность. Но в точке нуля много потенциальных возможностей. А солидарность с другими странниками спасет самых растерянных", — считает актриса.