"Человек неунывающий": зачем смотреть фильм Андрея Кончаловского
Россия всегда в топе мировых новостей. Но что мир знает о России и россиянах? Какие они? Чем живут? Во что верят? Что любят? Чем гордятся? Чем отличаются от других народов? 9 марта пользователи платформы "Смотрим" получили уникальную возможность оценить ленту Андрея Кончаловского "Человек неунывающий". Это еще одна попытка режиссера ответить на вопрос "Какие мы?" и создать портрет русского человека, составленный из множества образов.
Где-то в Сибири бегут на рыбалку ребятишки, по берегу Байкала едет машина скорой помощи, в деревенской школе начинается учебный год, на Кубани сеют кукурузу. География фильма обширная – Краснодар и Иркутск, Крым и Тюмень, Дальний Восток – съемочная группа объездила всю Россию вдоль и поперек в поисках тех самых неунывающих людей.
Особое внимание режиссер уделяет жителям деревень, живущим посреди бескрайних российских просторов. "Человек неунывающий", по сути, является документальным продолжением знаменитой трилогии режиссера о русской деревне. В 1967 году вышла "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", в 1994 году появилась работа "Курочка Ряба", в 2014 – "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Философствующего почтальона можно увидеть и в ленте "Человек неунывающий".
На экране один за другим появляются главные герои – простые люди, которых не увидишь в новостных репортажах и телепрограммах, но именно они и есть те самые носители загадочной русской души, о которой так много написано, но которая так до конца и не понята.
Что главное в русском характере? Терпение. Более терпеливых людей на свете я не встречал.
Русская душа – это широта и открытость, способность идти на подвиги и жертвы, редкое сострадание и тяга к справедливости, это исключительная способность, встречая жизненные невзгоды, не падать духом и смотреть в будущее с неиссякаемым оптимизмом. Режиссер Андрей Кончаловский искал для съемок людей, которые в своей жизни находят опоры, позволяющие им сохранять оптимизм и, несмотря ни на что, верить в лучшее.
Семь новелл, семь портретов людей, которые изо дня в день занимаются своим делом – и незаметно для большинства добросовестно и с юмором исполняют свое предназначение и делают жизнь лучше.
Вот, например, врач педиатр ездит на вызовы по 160 километров в одну сторону, но, по ее словам, это даже не расстояние, когда знаешь, что от тебя очень ждут помощи. Или овдовевший сельский батюшка закручивает вместе с детьми банки с огурцами и при этом успевает решать местные проблемы, в частности, чтобы звук колокола был слышен всем. Молодой аспирант устраивается учителем в сельскую школу, среди его учеников всего четыре человека, но он отмечает, как горят их глаза, когда они приходят учиться и как жадно они впитывают новую информацию. Деятельный программист строит собственный поселок и мотивирует старшеклассников идти по его стопам, а в тоже время обычный семьянин зарабатывает сбором металлолома и искренне надеется, что такая участь минует его собственных детей.
И с присущими русскому человеку честностью и искренностью герои рассуждают на вечные вопросы: в чем смысл жизни, что такое счастье, что значит любить свою родину, чувствуют ли они себя свободными и счастливыми, что думают о Боге и боятся ли смерти, что нужно сделать, чтобы жить стало лучше.
Я бы никогда никому не предлагал задуматься о смысле жизни. Сдуру лет пять или шесть назад я задумался и понял самое главное – в жизни нет никакого смысла!
Без веры у человека нет стрежня. Как можно не верить ни во что? Для полного счастья у меня все есть – семья накормлена, работа нормальная, дети нормальные. А когда ничего не болит, так это вообще счастье!
У каждого своя судьба, своя история, свои традиции. Их сила – в способности изо дня в день делать свое дело, не падать духом и всегда верить в лучшее. При этом, сохранив нетронутой чистоту души, мудрость, внутреннее достоинство и гармонию. Понять систему ценностей этих людей, научиться у них ответственности за то, что ты делаешь – ради этого, по словам Андрея Кончаловского, он и задумывал этот фильм. Картина заставит зрителя пофилософствовать, посмотреть на Россию под другим углом и вновь ощутить себя частью широкой русской души. Как говорил Далай Лама, души щедрой, не знающей границ.