Перевод не туда: как вернуть деньги, отправленные по ошибке
Сергей Панов из Челябинска рассказывает, как стал жертвой собственной невнимательности. Деньги должен был перевести родной сестре, но перевод получила совсем другая девушка. На просьбы мужчины вернуть средства незнакомка сначала ответила: "Конечно!", но спустя некоторое время пропала.
"Проходит день, два… так и не вернула. 300 рублей, в принципе, сумма небольшая. Обидно, конечно, но что делать", – рассказал Сергей Панов.
Что делать в подобной ситуации, кажется, знает далеко не каждый. Тем временем с развитием банковских технологий онлайн-переводы используют все больше российских граждан. Ошибиться при переводе – раз плюнуть, а вернуть деньги получится с трудом.
"Если клиент по тем или иным причинам задержится со звонком в колл-центр, то банк может осуществить перевод и зачисление денежных средств на карту или на счет другого клиента. В этом случае, по гражданскому законодательству, по банковским правилам, банк уже не имеет права списать зачисленные денежные средства без ведома держателя счета, без его согласия", – говорит эксперт Ассоциации банков России Александр Арифов.
Несправедливо как-то получается. Не успел или не заметил – лишился денежных средств. Впрочем, если сумма небольшая, разбираться будет себе дороже. Если же переведенные по ошибке деньги немаленькие, побороться за их возврат все-таки стоит. Если банк в деле возврата денег бессилен, обращаться стоит в суд.
"Нужно запросить в банке документы, подтверждающие данный платеж. Это выписка. По полученной выписке также можно увидеть, кто денежные средства получил, и уже этих документов будет достаточно, чтобы обращаться в суд, – разъяснил юрист Вячеслав Курилин. – Еще нужно будет составить исковое заявление, оплатить госпошлину и в суде уже доказывать, что имело место неосновательное обогащение у человека, который получил денежные средства".
Неосновательным обогащением суд может признать операцию, подтвердить которую получатель не сможет. Причем с недавних пор благодаря длительному судебному процессу одной из клиенток российского банка, которая ошибочно перевела 55 тысяч на счет незнакомого человека, именно такой принцип в решении проблемы Верховный суд посчитал основным.
"Верховный суд занял очень правильную и – главное – очень логичную и законную позицию о том, что тот, кто получил, должен доказать, что он эти денежные средства получил на основании договоров, каких-то сделок, – отметил Курилин. – Как минимум переписка должна быть о том, что есть основания получения денежных средств. Если он не может доказать, он обязан вернуть денежные средства".
Радует, что такая практика в нашей стране появилась. Однако юристы советуют: чтобы не доводить дело до суда, при переводе денег, особенно крупных сумм, все-таки быть более внимательными и перепроверять все данные получателя несколько раз. Тогда и неприятных ситуаций будет меньше, и собственный кошелек – целее.